XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Стихотворные произведения Константина Манасси: анализ языка и стиля

Анастасия Геннадьевна Пиксендеева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Предметом доклада являются языковые и стилистические особенности двух стихотворных произведений византийского поэта XII в. Константина Манасси — «Летописного обозрения» и романа «Аристандр и Каллифея». Исследование было проведено на материале выбранных отрывков из названных выше произведений. В ходе комплексного лингвистического анализа выявляются характерные черты стиля стихотворной хроники и романа в синтаксическом, морфологическом и лексическом аспектах.

Тезисы

Ключевые слова: Константин Манасси; стихотворная хроника; роман «Аристандр и Каллифея»

Константин Манасси — византийский писатель и поэт XII в., представитель литературы Комниновского возрождения. Манасси — автор многочисленных произведений различных жанров, среди которых монодии, экфрасисы, речи, любовный роман в стихах, путевые заметки, стихотворная биография, а также первая в истории греческой литературы стихотворная хроника. На материале произведений Константина Манасси к настоящему времени написаны разнообразные научно-исследовательские работы [Nilsson, 2020], однако язык его стихотворных произведений остаётся малоизученным и представляет широкое поле для исследования. Цель данного доклада — изучение особенностей языка и стиля стихотворной хроники и романа «Аристандр и Каллифея». Внимание концентрируется на синтаксическом, морфологическом и лексическом аспектах, а также на стилистических приёмах, таких как сравнение, повторение, метафора, использование междометий и устойчивых выражений и т. д., которые использует Манасси для достижения своих художественных целей. В докладе рассматриваются также методы цитирования источников. Из романа и хроники Манасси было выбрано несколько отрывков, в докладе проводится их комплексный лингвистический анализ. К основным выводам можно отнести следующие наблюдения: синтаксис произведений нельзя назвать сложным, в произведениях мы встречаем такие синтаксические конструкции как Accusativus cum infinitivo, Participium conjunctum, Genetivus absolutus. Характерной особенностью лексического состава произведений является большое количество состоящих из двух корней сложных слов, как уже существующих в литературе более ранних авторов и в трудах современников Манасси, так и неологизмов, большую часть из которых составляют эпитеты. Неологизмы автор использует также при цитировании источников, заменяя одно из слов в словосочетании на неологизм со схожим значением (в стихотворной хронике Манасси — οἴκους ἀνήγειρε πολλοὺς καὶ πενητοτροφεῖα ‘он (Тиверий) возвёл много домов и богоделен’ и в «Краткой хронике» IX в. Георгия Амартола — πολλοὺς εὐκτηρίους οἴκους ἀνεγείρασα, καὶ πτωχοτροφεῖα ‘воздвигшая много молельных домов и богоделен’). Представляется логичным, что такая замена слова происходит для соответствия стихотворному размеру, которым написана хроника, т. е. пятнадцатисложнику. Для этой же цели, цитируя источники, Манасси заменяет слово на однокоренное: ὁ λεγόμενος γραῶν ὕθλος ‘как говорится бабьи сказки’ в диалоге Платона «Теэтет» и ὕθλους τινὰς γραώδεις ‘какие-то бабьи сказки’ у Манасси. Стилистические приёмы, которые использует автор, ясно отражают его однозначное отношение к тем или иным событиям и героям, создают яркий и выразительный образ. Используются эпитеты, метафоры, развёрнутые описания, междометия, ряды синонимов и слова со схожим значением, часто имеющие оценочный компонент (ἀγαθοεργία ‘услуга, благодеяние’ и εὐποιία ‘доброе дело, благодеяние, услуга’), а также устойчивые словосочетания, которые встречаются в произведениях других авторов — Григория Назианзина, Иоанна Дамаскина и т. д. — (καλλινίκων μαρτύρων ‘(храм сорока) одержавших славную победу мучеников’), и словосочетания, которые сам автор несколько раз использует в повествовании (ἰθύνας τὸ βασίλειον ... χρόνοις κράτος ‘процарствовав … лет’, πλούτῳ (περι)βριθόντα ‘одарённого богатством, богатого’).

Литература:
Nilsson I. Writer and Occasion in Twelfth-Century Byzantium: The Authorial Voice of Constantine Manasses. New York, 2020.