Петербургская женская поэзия: Татьяна Царькова
Чуньхуэй Ван
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Одним из
представителей современной женской лирики Петербурга является Татьяна Сергеевна Царькова. В лирике Царьковой сочетаются традиции петербургской «интеллектуальной» поэзии и элементы женского письма. Поэтическую систему автора отличает широкий спектр тем и варьирование стилистических регистров. В докладе представлена попытка описания тем и приёмов, характерных для творчества автора.
Тезисы
Ключевые слова: Т. С. Царькова; русская литература XX века; женская лирика; образ Петербурга
Образ Петербурга является особым литературным кодом в русской поэзии, проявляющимся в текстах русских авторов от романтизма до постмодернизма. Традиционно понятие петербургского текста рассматривается в связи с произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, О. Э. Мандельштама, однако опыт чтения литературы эпохи Серебряного века позволяет включить в контекст петербургского текста и женскую лирику. Современная поэзия, в особенности женская лирика, также опирается на петербургскую поэтику и в связи с этим в данном исследовании особое внимание уделяется поэтессе Татьяне Сергеевне Царьковой.
Новизна данного исследования обусловлена анализом малоизвестных стихотворений Т. С. Царьковой, апеллирующих к образу Петербурга, что позволяет говорить о включении поэтессы в общую петербургскую традицию русской литературы. Важный аспект новизны этой работы состоит в обращении автора доклада к ранее не исследованному материалу. Цель исследования заключается в том, чтобы на примере творчества Царьковой раскрыть специфику современной женской лирики, где одним из главных композиционных элементов является образ Петербурга.
Материалом исследования послужили стихотворения Т. С. Царьковой, вошедшие в циклы «Город простолюдинов», «Земле живых», «Филологический переулок», «Лунная радуга».
В качестве основного метода исследования был выбран мотивный анализ. Помимо этого, был применен метод сопоставительного и текстового анализа.
В результате анализа стихотворений Т. С. Царьковой, принадлежащих петербургской поэтике, нами были обнаружены темы: 1) «вечные», такие как любовь и страдание русских женщин, жизнь, вопросы о душе, смерть и бессмертие; 2) злободневные (связанные с политикой и с современным поэтессе обществом), такие как политические перемены, распад СССР, крушение старого мира, нелепость проявления нового мира и т. д.
Важно отметить, что лирика Т. С. Царьковой отличается философской и эмоциональной окраской, она насыщена яркими образами и метафорами, раскрывающими душевный мир петербургского интеллигента, ощущающего себя, свой город, свою страну в контексте всемирной культуры.
В целом для творчества Царьковой характерны лаконичные тексты, в небольших по объему речевых конструкциях автор выражает всю суть событий, происходящих в мире и в стране. При рассуждении на достаточно серьезные темы Царькова не лишает более поздние произведения юмористических ноток. Царькову без преувеличения можно назвать современным поэтом, чутко ощущающим свое время, насыщенное яркими событиями, сумевшим вовремя «перестроиться на новые рельсы», но, параллельно с этим, сохранившим традиционные для русского общества темы и взгляды.
Образ Петербурга является особым литературным кодом в русской поэзии, проявляющимся в текстах русских авторов от романтизма до постмодернизма. Традиционно понятие петербургского текста рассматривается в связи с произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, О. Э. Мандельштама, однако опыт чтения литературы эпохи Серебряного века позволяет включить в контекст петербургского текста и женскую лирику. Современная поэзия, в особенности женская лирика, также опирается на петербургскую поэтику и в связи с этим в данном исследовании особое внимание уделяется поэтессе Татьяне Сергеевне Царьковой.
Новизна данного исследования обусловлена анализом малоизвестных стихотворений Т. С. Царьковой, апеллирующих к образу Петербурга, что позволяет говорить о включении поэтессы в общую петербургскую традицию русской литературы. Важный аспект новизны этой работы состоит в обращении автора доклада к ранее не исследованному материалу. Цель исследования заключается в том, чтобы на примере творчества Царьковой раскрыть специфику современной женской лирики, где одним из главных композиционных элементов является образ Петербурга.
Материалом исследования послужили стихотворения Т. С. Царьковой, вошедшие в циклы «Город простолюдинов», «Земле живых», «Филологический переулок», «Лунная радуга».
В качестве основного метода исследования был выбран мотивный анализ. Помимо этого, был применен метод сопоставительного и текстового анализа.
В результате анализа стихотворений Т. С. Царьковой, принадлежащих петербургской поэтике, нами были обнаружены темы: 1) «вечные», такие как любовь и страдание русских женщин, жизнь, вопросы о душе, смерть и бессмертие; 2) злободневные (связанные с политикой и с современным поэтессе обществом), такие как политические перемены, распад СССР, крушение старого мира, нелепость проявления нового мира и т. д.
Важно отметить, что лирика Т. С. Царьковой отличается философской и эмоциональной окраской, она насыщена яркими образами и метафорами, раскрывающими душевный мир петербургского интеллигента, ощущающего себя, свой город, свою страну в контексте всемирной культуры.
В целом для творчества Царьковой характерны лаконичные тексты, в небольших по объему речевых конструкциях автор выражает всю суть событий, происходящих в мире и в стране. При рассуждении на достаточно серьезные темы Царькова не лишает более поздние произведения юмористических ноток. Царькову без преувеличения можно назвать современным поэтом, чутко ощущающим свое время, насыщенное яркими событиями, сумевшим вовремя «перестроиться на новые рельсы», но, параллельно с этим, сохранившим традиционные для русского общества темы и взгляды.