XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Человек читающий» как герой романа А. А. Аствацатурова «Люди в голом»

Наталия Александровна Дробинина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе герой романа А. Аствацатурова «Люди в голом» рассматривается как человек читающий. Выделяются механизмы создания образа homo legens, среди которых: чужое слово и интертекст во всех его формах, типологические «лики», круг чтения и динамика отношения к чтению как к процессу. У интертекста как самого частотного механизма выделяется несколько форм, характерных для романа Аствацатурова: отсылки к литературным текстам через аллюзии и реминисценции, самоидентификация и идентификация другого как персонажа книги, вставная новелла как пародия на жанр.

Тезисы

Ключевые слова: человек читающий; homo legens; читатель; интертекст

Homo legens 
— не новое, но ещё недостаточно освоенное современными дисциплинами понятие. В широком смысле оно трактуется как особая категория гуманитарной науки, тесно связанная с феноменом чтения. Философия понимает под ней определённый тип личности, психология — конкретные его характеристики.
Литературоведение эту категорию, разрабатываемую в работах А. Ю. Большаковой, Д. Чавдаровой и Л. В. Чернец в контексте актуальной проблемы читателя, определяет как особый тип героя, чьё мироощущение и самоосознание определяется как «книжное», воспитанное чтением. Действительность таким героем воспринимается как воплощение книжных смыслов, как пересечение реального и книжного.
Наша цель — рассмотреть героя романа А. А. Аствацатурова «Люди в голом» как человека читающего с помощью методов имманентного, контекстуального и интертекстуального анализа. В подобном аспекте тексты автора ранее не рассматривались.
В главе «О вкусной и здоровой пище» герой даёт себе следующую характеристику: «...я — не кинокритик, а библиотечный червь. Вымирающая очковая порода людей» [Аствацатуров, 2019: 213]. Самономинация «библиотечный червь», связывающаяся с идиомой «книжный червь», указывает на то, что для героя чрезвычайно важен мир книг и библиотек, это его среда обитания (анималистическое сравнение только усиливает эту параллель).
Как мы уже упомянули, для человека читающего характерно определённое «книжное» мироощущение. Перед автором стоит сложная задача: передать восприятие таким персонажем действительности с помощью вербальных средств. А. Ю. Большакова в статье «Читатель русской литературы как проблема» выделяет структурную основу homo legens, компоненты которой располагаются на разных уровнях [Теоретико-литературные итоги XX века, 2005: 286—288]. Взяв за основу эту типологию, выделим механизмы, которые создают образ человека читающего в романе Аствацатурова: 1) чужое слово и интертекст во всех его формах; 2) типологические «лики»; 3) круг чтения и динамика отношения к чтению как к процессу.
Мы выделили несколько форм интертекста как самого частотного механизма: 1) отсылки к литературным текстам через аллюзии и реминисценции; 2) самоидентификация и идентификация другого как персонажа книги; 3) вставная новелла как пародия на жанр (выражается уже на уровне заглавий с подзаголовками).
Разберём пример самоидентификации в главе «Первое апреля»: «Мне иногда кажется, что мои студенты меня остерегаются <...> Всего-навсего человек-поганка. В руках — кондуит, в голове — Швамбрания, страна вдохновенной мечты романтического переростка. Такого стоит поостеречься» [Аствацатуров, 2019: 149]. Подобная номинация, отсылающая нас к автобиографической повести Льва Кассиля, подчеркиваемая определением «романтический», которое мы понимаем как оторванность от жизни, идеализм и мечтательность, характерна для читающих людей.
Рассмотрев механизмы создания образа homo legens в романе Аствацатурова, мы приходим к выводу, что его героя действительно можно назвать человеком читающим — особым типом личности с определённым характером, складом ума и мироощущением, сформированными чтением.

Литература:
Аствацатуров А. А. Люди в голом. М., 2019.
Теоретико-литературные итоги XX века. Т. 4. Читатель: проблемы восприятия / Отв. ред. С. А. Макуренкова. М., 2005.