Нарративы о гаданиях: биография через призму метафизики
Екатерина Алексеевна Соболева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию рассказов-воспоминаний о собственном опыте гадания. Материалом для исследования послужили записи интервью, сделанные в деревне Сояна Мезенского района Архангельской области в 2021—2022 гг. Цель настоящего исследования — путем анализа экспрессивных моментов установить функциональный характер гаданий и рассказов о них на Русском Севере.
Тезисы
Ключевые слова: рассказы о гаданиях; меморат; рассказы анекдотического характера; категория судьбы; конструирование биографии.
Гадания в деревнях на Русском Севере — универсальный опыт не только по охвату людей, которых этот опыт объединяет, но и по возможностям встраивания этого опыта в собственную биографию и семейные предания. Этот вывод можно сделать на материале интервью, собранных во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ в деревне Сояна Мезенского района Архангельской области в 2021 и 2022 гг.
В процессе исследования были проанализированы мемораты, в которых речь идет о собственном опыте гадания. Выяснилось, что в ретроспективном рассказе о гаданиях эта тема оказывается непосредственно связанной с очень разными жизненными сюжетами, такими как: ожидание суженого и вообще собственной судьбы, переживание смерти близкого, собственное детство и воспитание детей, война и ожидание близких с фронта и т. д. Кроме того, эти рассказы демонстрируют нам весь спектр возможных отношений к самому ритуалу, и следовательно, некоторый набор способов выстраивания отношений с потусторонними силами. Эти мемораты объединяются не только общей темой, особенность «знания, данного в опыте» [Веселова, 2006: 50] в том, что в нем всегда есть экспрессивный момент — «эмоционально-оценивающее отношение говорящего к предметно-смысловому содержанию высказывания» [Бахтин, 1996: 189]. Эта оценка может быть дана эксплицитно, когда рассказчик высказывает свое мнение о ритуале и о своем участии в нем; или имплицитно, когда его отношение к этому опыту вычленяется из того, какое место опыт участия в ритуале получает в биографии. В нарративах о гаданиях обычно присутствуют оба способа. Анализ этих экспрессивных моментов и был целью нашего исследования. В центре нашего внимания было то, каким образом информанты оценивают свой опыт гадания и саму практику, и как они вписывают этот опыт в нарратив о своей жизни.
Основной вывод, полученный в ходе исследования заключается в том, что гадания во всех случаях связаны с переживанием переходного времени — календарного, биографического, исторического. Эти временные планы накладываются друг на друга и стимулируют потребность в ритуале. Одинаково мучительными оказываются ситуации необходимости сделать выбор и невозможности ничего изменить, тогда в ход идут гадания — как возможность или проявления субъектности, или закрепления происходящего за судьбой или предопределением. В других случаях гадания и рассказы о них необходимы для другого — коллективно преодолеть страх, посмеяться над ним, снять нервное напряжения. Все эти переживания отражаются в рассказах о гаданиях. В зависимости от того как выстраивается нарратив, какая экспрессия становится доминирующей различаются и иллокутивные цели рассказывания — развлечь, поделиться своим опытом, научить технике взаимодействия с потусторонними силами, предостеречь и т. д.
Литература:
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 Т. Т. 5. М., 1996.
Веселова И. С. О степенях достоверности фольклорного рассказа // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сборник статей к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С.50—58.
Гадания в деревнях на Русском Севере — универсальный опыт не только по охвату людей, которых этот опыт объединяет, но и по возможностям встраивания этого опыта в собственную биографию и семейные предания. Этот вывод можно сделать на материале интервью, собранных во время фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ в деревне Сояна Мезенского района Архангельской области в 2021 и 2022 гг.
В процессе исследования были проанализированы мемораты, в которых речь идет о собственном опыте гадания. Выяснилось, что в ретроспективном рассказе о гаданиях эта тема оказывается непосредственно связанной с очень разными жизненными сюжетами, такими как: ожидание суженого и вообще собственной судьбы, переживание смерти близкого, собственное детство и воспитание детей, война и ожидание близких с фронта и т. д. Кроме того, эти рассказы демонстрируют нам весь спектр возможных отношений к самому ритуалу, и следовательно, некоторый набор способов выстраивания отношений с потусторонними силами. Эти мемораты объединяются не только общей темой, особенность «знания, данного в опыте» [Веселова, 2006: 50] в том, что в нем всегда есть экспрессивный момент — «эмоционально-оценивающее отношение говорящего к предметно-смысловому содержанию высказывания» [Бахтин, 1996: 189]. Эта оценка может быть дана эксплицитно, когда рассказчик высказывает свое мнение о ритуале и о своем участии в нем; или имплицитно, когда его отношение к этому опыту вычленяется из того, какое место опыт участия в ритуале получает в биографии. В нарративах о гаданиях обычно присутствуют оба способа. Анализ этих экспрессивных моментов и был целью нашего исследования. В центре нашего внимания было то, каким образом информанты оценивают свой опыт гадания и саму практику, и как они вписывают этот опыт в нарратив о своей жизни.
Основной вывод, полученный в ходе исследования заключается в том, что гадания во всех случаях связаны с переживанием переходного времени — календарного, биографического, исторического. Эти временные планы накладываются друг на друга и стимулируют потребность в ритуале. Одинаково мучительными оказываются ситуации необходимости сделать выбор и невозможности ничего изменить, тогда в ход идут гадания — как возможность или проявления субъектности, или закрепления происходящего за судьбой или предопределением. В других случаях гадания и рассказы о них необходимы для другого — коллективно преодолеть страх, посмеяться над ним, снять нервное напряжения. Все эти переживания отражаются в рассказах о гаданиях. В зависимости от того как выстраивается нарратив, какая экспрессия становится доминирующей различаются и иллокутивные цели рассказывания — развлечь, поделиться своим опытом, научить технике взаимодействия с потусторонними силами, предостеречь и т. д.
Литература:
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 Т. Т. 5. М., 1996.
Веселова И. С. О степенях достоверности фольклорного рассказа // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сборник статей к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С.50—58.