XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ женщины в «Саге о Нитиде»

Александра Владимировна Кирий
Докладчик
старший лаборант
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу образа девы-правительницы в «Саге о Нитиде» (исл. Nítíða saga), относящейся к самобытному исландскому жанру — рыцарской саге (исл. riddarasögur). В ходе исследования определяется возможный мифологический генезис образа, некоторые элементы сюжета саги сопоставляются с известными эпическими сюжетами германской словесности, устанавливаются результаты трансформации эпического женского образа, а также особенности его реализации в средневековой литературе Исландии.

Тезисы

Ключевые слова: рыцарские саги; литература Средних веков; дева-правительница; древнегерманский эпос

В докладе рассматривается образ девы-правительницы (исл. meykóngr) в «Саге о Нитиде» [Матюшина, 2020] — одной из рыцарских саг (исл. riddarasögur). Большое внимание в процессе анализа уделяется генезису этого женского образа: предполагается, что он связан с образами женщин в древнегерманской словесности: в мифологических и эпических песнях. Так, авторы приводят в пример женские образы «Старшей Эдды», а также более поздних эпических произведений («Песнь о Нибелунгах» и т. д.).
Образ девы-правительницы сохраняет в себе архаичный мифологический код девы-воительницы. Несмотря на это, в образе нет ничего маскулинного, что отличает Нитиду от эпических женских образов, имеющих в своем основании образ валькирии: она не предлагает потенциальным женихам испытаний, не славится богатырской силой, в описании девы-правительницы акцент делается на внешности: длинные золотые волосы, белая кожа и румянец. Прямое отношение к культу войны женский образ в рыцарской саге не имеет, однако сохраняются и трансформируются др. черты валькирического образа: мудрость, хитрость, владение магическими силами.
Важно упомянуть, что жанр рыцарской саги — это реализация жанра рыцарского романа в Исландии, который не смог превалировать над национальным историческим жанром Саги. Вследствие этого «Сага о Нитиде» сочетает в себе жанровые черты саги и рыцарского романа. На уровне композиционного строения «Сага о Нитиде» имеет много общего со сказкой: элементы сюжетного повтора, наличие волшебных предметов-помощников, частотность принципа «триединства» [Матюшина, 2020: 123]. Стиль саги относится к «позднему придворному стилю» [Матюшина, 2020: 123]. Интерес для исследования также представляет нетипичное для Средневековья центральное положение в произведении именно женского образа. Нитида является катализатором всех главных конфликтов.
Все эти факторы подтверждают связь девы-правительницы с архаичной мифопоэтикой и сохранение в Исландии национальной идентичности не только в жанровой парадигме, но и на уровне системы образов.

Литература:
Матюшина И. Г. «Сага о Нитиде»: Перевод, вступительная статья, комментарий // Вестник РГГУ. 2020. № 1. С. 120—142.