Формирование и развитие диаспоры греков Приазовья: этнокультурные традиции и лингвистическое многообразие
Сергей Васильевич Гетманский
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данная работа посвящена изучению греческой диаспоры, проживающей в северном Приазовье. На основе анализа истории двух приазовских греческих субэтносов — урумов и ромеев и на основе анализа и сравнения их этнокультурных и религиозных традиций автор пытается дать обоснование наличия единого греческого самосознания у различных субэтносов
Тезисы
Ключевые слова: Греки; Мариуполь; Ромеи; Урумы; диалекты; субдиалекты; традиции; храмовые праздники; Черное море; Понт Эвксинский; Азовское море; княжество Феодоро; Византия
На территории бывшего СССР находятся несколько географических районов, которые исторически являются местами компактного проживания греков. Одна из самых крупных греческих диаспор — т. н. мариупольские греки, проживающие в северном Приазовье, в Донецкой и Запорожской областях. Чрезвычайно интересной является история их появления здесь, история существования и развития этой диаспоры.
Основной причиной многообразия диалектов, существовавших на полуострове, явилось деление греческого населения на две большие этнические группы урумов и румеев. Они разговаривали на разных языках, не селились вместе, старались не родниться, но исповедовали православие, чтили христианских святых, отмечали одни и те же праздники и считали себя греками.
Уру́мы (урумск. урумлар, урумнар, крымскотат. Urumlar, греч. Ουρούμ), также называемые греко-татарами — один из народов Крыма и Северного Приазовья, разговаривают на урумском языке (чрезвычайно близком к крымскотатарскому языку)
Второй большой этнолингвистической группой крымских греков являются ромеи (Ρωμαιοι), также называемые греко-эллинами. В отличие от урумов — носителей тюркских диалектов — румеи говорят на румейском языке, восходящем к средневековому греческому языку Византийской империи и плохо понятном жителям современной Греции.
Через призму анализа истории этих народов, анализа и сравнения этнокультурных и религиозных традиций попытаемся обосновать и доказать, что оба эти субэтноса являются носителями греческого самосознания, греческой культуры и являются хоть и разными, но все же неотъемлемыми частями и вехами развития эллинистического, греческого мира, их историю нельзя изучать в отрыве от истории остальной Греции в ее исторических границах.
Цель доклада заключается в попытке на основе анализа истории приазовских греческих субэтносов урумов и ромеев и на основе анализа и сравнения их этнокультурных и религиозных традиций обоснования и доказательства наличия единого греческого самосознания у различных субэтносов.
Материалы доклада взяты из открытых источников, результатов архивных исследований и автобиографических данных автора, который является представителем одного из родов греков Приазовья. В результате исследования будут представлены сравнительные таблицы с символикой греческих поселений, сравнительные данные об этнокультурных и религиозных традициях, карты с ареалами расселения носителей различных диалектов и субдиалектов.
На территории бывшего СССР находятся несколько географических районов, которые исторически являются местами компактного проживания греков. Одна из самых крупных греческих диаспор — т. н. мариупольские греки, проживающие в северном Приазовье, в Донецкой и Запорожской областях. Чрезвычайно интересной является история их появления здесь, история существования и развития этой диаспоры.
Основной причиной многообразия диалектов, существовавших на полуострове, явилось деление греческого населения на две большие этнические группы урумов и румеев. Они разговаривали на разных языках, не селились вместе, старались не родниться, но исповедовали православие, чтили христианских святых, отмечали одни и те же праздники и считали себя греками.
Уру́мы (урумск. урумлар, урумнар, крымскотат. Urumlar, греч. Ουρούμ), также называемые греко-татарами — один из народов Крыма и Северного Приазовья, разговаривают на урумском языке (чрезвычайно близком к крымскотатарскому языку)
Второй большой этнолингвистической группой крымских греков являются ромеи (Ρωμαιοι), также называемые греко-эллинами. В отличие от урумов — носителей тюркских диалектов — румеи говорят на румейском языке, восходящем к средневековому греческому языку Византийской империи и плохо понятном жителям современной Греции.
Через призму анализа истории этих народов, анализа и сравнения этнокультурных и религиозных традиций попытаемся обосновать и доказать, что оба эти субэтноса являются носителями греческого самосознания, греческой культуры и являются хоть и разными, но все же неотъемлемыми частями и вехами развития эллинистического, греческого мира, их историю нельзя изучать в отрыве от истории остальной Греции в ее исторических границах.
Цель доклада заключается в попытке на основе анализа истории приазовских греческих субэтносов урумов и ромеев и на основе анализа и сравнения их этнокультурных и религиозных традиций обоснования и доказательства наличия единого греческого самосознания у различных субэтносов.
Материалы доклада взяты из открытых источников, результатов архивных исследований и автобиографических данных автора, который является представителем одного из родов греков Приазовья. В результате исследования будут представлены сравнительные таблицы с символикой греческих поселений, сравнительные данные об этнокультурных и религиозных традициях, карты с ареалами расселения носителей различных диалектов и субдиалектов.