Ученый патриарх и невежественные иконоборцы: роль классической образованности в житии св. патриарха Никифора
Дарья Вадимовна Суховольская
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
В данном докладе рассматривается вопрос о том, какое значение Игнатий Диакон придает классической образованности в свете конфликта между иконоборцами и иконопочитателями. В житии патриарха Никифора Игнатий подчеркивает, что светские науки находятся на службе у богословия, однако красноречие и образованность патриарха является его главным оружием в борьбе за возвращение икон. Напротив, иконоборцы изображаются агиографом невежественными и неспособными вступить с патриархом в словесный поединок.
Тезисы
Ключевые слова: иконоборчество; Игнатий Диакон; классическая образованность; Никифор
Игнатий Диакон (ок. 785 ― ок. или после 847) — византийский церковный деятель, диакон и скевофилакс храма святой Софии в Константинополе, а также один из известных византийских литераторов. Он относится к числу авторов, творчество которых ознаменовало возрождение византийской литературы в конце VIII в. после длительного периода культурного упадка, известного как «темные века».
Перу Игнатия принадлежат несколько агиографических произведений, среди которых — жития св. патриарха Никифора и св. патриарха Тарасия, представляющие собой образцы агиографии высокого стиля. С точки зрения содержания и композиционного построения, данные жития написаны в форме классического энкомия; кроме того, выбор литературных приемов и постоянное обращение к античным образам выдают блестящее классическое образование Игнатия и дают нам понять, что он хорошо знаком с античными авторами.
Данный доклад посвящен вопросу о том, какое значение Игнатий Диакон придает классической образованности в свете того религиозного конфликта, которому посвящены его патриаршие жития.
В житии Никифора, в. п. 14—17, мы находим пространное описание светских наук, которые изучал Никифор, и в частности описание «математической четверицы» (τῆς μαθηματικῆς τετρακτύος [Vita Nicephori: 15]), а также перечень тем, которые будущий патриарх освоил в курсе по философии — «госпоже наук» (τὴν τούτων δέσποιναν, τὴν φιλοσοφίαν φημί [Vita Nicephori: 16]). При этом Игнатий отмечает, что светская наука — лишь «служанка» богословия (οὐ γὰρ ἐφάμιλλος δεσποίνῃ θεράπαινα [Vita Nicephori: 14]); в представлении агиографа, она стоит, безусловно, ниже, но «для полноты образования подобает изучать и то, и другое» (τὸ τῆς παιδεύσεως ἐντελὲς ἑκατέρας πρὸς διδασκαλίαν προσήκει φέρειν τὴν εἴδησιν [Vita Nicephori: 14]).
На протяжении всего жития агиограф неустанно подчеркивает красноречие Никифора; повествование регулярно прерывается речами патриарха или его посланиями; наконец, большую часть жития занимает «платоновский» диалог патриарха с императором. При этом ученому патриарху Игнатий противопоставляет иконоборцев, говорящих нескладно и неспособных ответить на «приятный звук речи святого» (τῆς ἐκείνου γλώσσης ἡδυεπὲς ἐπιφώνημα [Vita Nicephori: 63]) ничего, кроме шуток.
В различных местах жития Никифора Игнатий не раз указывает на логические ошибки в рассуждениях иконоборцев, пользуясь при этом специальной терминологией. Гнев иконоборцев против святого часто объясняется именно их бессилием в словесном поединке: так, в п. 55 агиограф заявляет, что патриарх «побивал императора силлогизмами, как новорожденного ребенка» (συλλογισμῷ τὸν βασιλέα ὡς νεογνὸν ἤδη παιδάριον παίοντα [Vita Nicephori: 55]).
В ходе наблюдения за конфликтом между патриархом Никифором и иконоборцами может создаться впечатление, что для агиографа красноречие и образованность патриарха — его главная добродетель или, по крайней мере, главное оружие в борьбе за возвращение икон. Игнатий создает образ святого — высокопоставленного проповедника, представителя общественной элиты, и очевидно, обращает свое произведения к представителям высших слоев общества.
Литература:
De Boor C. Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica (BHG1335). New York, 1975.
Игнатий Диакон (ок. 785 ― ок. или после 847) — византийский церковный деятель, диакон и скевофилакс храма святой Софии в Константинополе, а также один из известных византийских литераторов. Он относится к числу авторов, творчество которых ознаменовало возрождение византийской литературы в конце VIII в. после длительного периода культурного упадка, известного как «темные века».
Перу Игнатия принадлежат несколько агиографических произведений, среди которых — жития св. патриарха Никифора и св. патриарха Тарасия, представляющие собой образцы агиографии высокого стиля. С точки зрения содержания и композиционного построения, данные жития написаны в форме классического энкомия; кроме того, выбор литературных приемов и постоянное обращение к античным образам выдают блестящее классическое образование Игнатия и дают нам понять, что он хорошо знаком с античными авторами.
Данный доклад посвящен вопросу о том, какое значение Игнатий Диакон придает классической образованности в свете того религиозного конфликта, которому посвящены его патриаршие жития.
В житии Никифора, в. п. 14—17, мы находим пространное описание светских наук, которые изучал Никифор, и в частности описание «математической четверицы» (τῆς μαθηματικῆς τετρακτύος [Vita Nicephori: 15]), а также перечень тем, которые будущий патриарх освоил в курсе по философии — «госпоже наук» (τὴν τούτων δέσποιναν, τὴν φιλοσοφίαν φημί [Vita Nicephori: 16]). При этом Игнатий отмечает, что светская наука — лишь «служанка» богословия (οὐ γὰρ ἐφάμιλλος δεσποίνῃ θεράπαινα [Vita Nicephori: 14]); в представлении агиографа, она стоит, безусловно, ниже, но «для полноты образования подобает изучать и то, и другое» (τὸ τῆς παιδεύσεως ἐντελὲς ἑκατέρας πρὸς διδασκαλίαν προσήκει φέρειν τὴν εἴδησιν [Vita Nicephori: 14]).
На протяжении всего жития агиограф неустанно подчеркивает красноречие Никифора; повествование регулярно прерывается речами патриарха или его посланиями; наконец, большую часть жития занимает «платоновский» диалог патриарха с императором. При этом ученому патриарху Игнатий противопоставляет иконоборцев, говорящих нескладно и неспособных ответить на «приятный звук речи святого» (τῆς ἐκείνου γλώσσης ἡδυεπὲς ἐπιφώνημα [Vita Nicephori: 63]) ничего, кроме шуток.
В различных местах жития Никифора Игнатий не раз указывает на логические ошибки в рассуждениях иконоборцев, пользуясь при этом специальной терминологией. Гнев иконоборцев против святого часто объясняется именно их бессилием в словесном поединке: так, в п. 55 агиограф заявляет, что патриарх «побивал императора силлогизмами, как новорожденного ребенка» (συλλογισμῷ τὸν βασιλέα ὡς νεογνὸν ἤδη παιδάριον παίοντα [Vita Nicephori: 55]).
В ходе наблюдения за конфликтом между патриархом Никифором и иконоборцами может создаться впечатление, что для агиографа красноречие и образованность патриарха — его главная добродетель или, по крайней мере, главное оружие в борьбе за возвращение икон. Игнатий создает образ святого — высокопоставленного проповедника, представителя общественной элиты, и очевидно, обращает свое произведения к представителям высших слоев общества.
Литература:
De Boor C. Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica (BHG1335). New York, 1975.