Концепт «земля» в произведениях В. С. Высоцкого
Яна Олеговна Милосердова
Докладчик
студент 3 курса
Государственный университет просвещения
Государственный университет просвещения
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается индивидуальная художественная картина мира В. С. Высоцкого. Она представляет собой систему концептов, в число которых входит и концепт «земля». Благодаря личному восприятию общеязыкового концепта, синтезирующему разные виды знания о мире, в творчестве Высоцкого «земля» предстает перед читателем и слушателем в том числе как живой организм, как действующее лицо.
Тезисы
Ключевые слова: концепт «земля»; В. С. Высоцкий; образ-символ
Поэтический язык В. С. Высоцкого насыщен образами и символами, отражающими сознание самого автора, коллективное языковое сознание и одновременно являющимися средством познания мира. Образный мир песен Высоцкого глубоко укоренен в фольклоре и мифологических представлениях [Новохацкая, 2008: 197]. Образ земли очень ярко представлен в «Песне о земле». Описание здесь становится формой мысли. Высоцкий вкладывает в описание земли два смысла — земля понимается как планета и как почва. Земля образно представлена в песне как живое существо (умерла, материнство у Земли, Земля как калека, поет) и планета, которая после пережитого ужаса войны сможет найти в себе силы для дальнейшей жизни. Земля выступает как символ духовного начала народа (Ведь Земля — это наша душа). В стихотворении «Мы вращаем Землю» Высоцкий также придает слову земля несколько значений: она живой организм, который замирает в какой-то момент от боли и скорби (на мгновенье застыла), но при этом Землю постоянно приводят в движение. В этом случае поэт указывает на то, что движение осуществляется ради жизни, которая наступит после ужасной войны, — Земля символизирует жизнь народа. В строке Землю тянем зубами за стебли земля предстает скорее как почва, родная земля, которую человек ощущает, возможно, в последние секунды перед смертью, но не сдается. В «Марше шахтеров» Высоцкий связывает землю и страдания. Это отражается в строчке Терзаем чрево матушки-земли. Герой чувствует вину перед землей, обращается к ней с просьбой простить за то, что роемся во чреве, проникая в самое сокровенное. Земля выступает как человек, способный на благородный поступок — прощение. Высоцкий создает уникальный образ, который включает в себя не только землю как планету, почву, но и землю как живое существо, умеющее чувствовать, переживать и умирать. Синтетический образ-символ создается благодаря личному восприятию общеязыкового концепта, синтезирующему разные виды знания о мире.
Литература:
Новохацкая Ж. В. Единство фольклорной и мифологической картин мира в поэзии В. С. Высоцкого // Вестник КГУ. 2008. №4. С. 195—199.
Поэтический язык В. С. Высоцкого насыщен образами и символами, отражающими сознание самого автора, коллективное языковое сознание и одновременно являющимися средством познания мира. Образный мир песен Высоцкого глубоко укоренен в фольклоре и мифологических представлениях [Новохацкая, 2008: 197]. Образ земли очень ярко представлен в «Песне о земле». Описание здесь становится формой мысли. Высоцкий вкладывает в описание земли два смысла — земля понимается как планета и как почва. Земля образно представлена в песне как живое существо (умерла, материнство у Земли, Земля как калека, поет) и планета, которая после пережитого ужаса войны сможет найти в себе силы для дальнейшей жизни. Земля выступает как символ духовного начала народа (Ведь Земля — это наша душа). В стихотворении «Мы вращаем Землю» Высоцкий также придает слову земля несколько значений: она живой организм, который замирает в какой-то момент от боли и скорби (на мгновенье застыла), но при этом Землю постоянно приводят в движение. В этом случае поэт указывает на то, что движение осуществляется ради жизни, которая наступит после ужасной войны, — Земля символизирует жизнь народа. В строке Землю тянем зубами за стебли земля предстает скорее как почва, родная земля, которую человек ощущает, возможно, в последние секунды перед смертью, но не сдается. В «Марше шахтеров» Высоцкий связывает землю и страдания. Это отражается в строчке Терзаем чрево матушки-земли. Герой чувствует вину перед землей, обращается к ней с просьбой простить за то, что роемся во чреве, проникая в самое сокровенное. Земля выступает как человек, способный на благородный поступок — прощение. Высоцкий создает уникальный образ, который включает в себя не только землю как планету, почву, но и землю как живое существо, умеющее чувствовать, переживать и умирать. Синтетический образ-символ создается благодаря личному восприятию общеязыкового концепта, синтезирующему разные виды знания о мире.
Литература:
Новохацкая Ж. В. Единство фольклорной и мифологической картин мира в поэзии В. С. Высоцкого // Вестник КГУ. 2008. №4. С. 195—199.