Создание образа «человека из народа» как манипулятивный прием в американском предвыборном дискурсе
Алена Валерьевна Базылева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Создание образа «человека из народа» — манипулятивный приём, используемый политиками для создания положительного имиджа. В данном докладе рассматриваются способы языковой реализации данного приёма. В качестве материала послужили тексты рекламных видеороликов и дебатов кандидатов в президенты США.
Тезисы
Ключевые слова: предвыборный дискурс; языковая манипуляция; манипулятивные стратегии; имидж политика; стратегии формирования имиджа
Основной задачей всякого политического и, в особенности, предвыборного дискурса является захват власти и её удержание. Ввиду этого дискурс избирательных кампаний характеризуется высокой степенью манипулятивности, которая может быть реализована множеством различных способов. К числу таких способов относится приём «plain folk», или создание образа «человека из народа». Целью исследования является комплексное изучение манипулятивного приёма «plain folk» и особенностей его использования в ходе предвыборных кампаний кандидатов в президенты США.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней проводится наиболее комплексное изучение специфики манипулятивного воздействия в предвыборном дискурсе как одном из видов политического дискурса; впервые всесторонне рассматривается и подробно описывается приём создания образа «человека из народа»; используются ранее не применявшиеся к данному предмету исследования элементы ретроспективного анализа.
В качестве материала для исследования были собраны и проанализированы такие элементы предвыборного дискурса, как тексты рекламных видеороликов, созданных в ходе избирательных кампаний кандидатов в президенты США, а также материалы теледебатов, проводимых в преддверии президентских выборов в США. Источниками материала послужили такие Интернет-ресурсы, как сайт Музея движущегося изображения (Museum of the Moving Image) и сайт Комиссии по президентским дебатам (The Commision on Presidential Debates). Для анализа взят период с 1976 по 2020 гг. в связи с тем, что регулярные президентские дебаты проходят с 1976 г. Применяется принцип равномерной фрагментации с шагом в 4 года в соответствии с периодичностью выборов президента США.
В ходе теоретического обзора имеющихся работ по данной теме, а также эмпирического анализа собранного материала были выявлены следующие способы языковой реализации приёма «человек из народа»: 1) местоимения первого лица множественного числа: we 'мы', our 'наше'; 2) лексемы и словосочетания с семантикой консолидации: together 'вместе', united 'едины'; 3) обращения, подчеркивающие близость, принадлежность к одной группе: dear friends 'дорогие друзья', fellow citizens 'сограждане'; 4) этнонимы: Americans 'американцы', the people of America 'народ Америки'; 5) разговорная и просторечная лексика: folks 'парни'; 6) рассуждения о проблемах обычных людей; 7) нарратив (истории из жизни самого политика); 8) формулы причастности: Like you, I... 'Как и вы, я...'; 9) эксплицитная самоподача в качестве «простого человека» и «народного избранника»: just an ordinary man 'всего лишь обычный человек', the people's servant 'слуга народа'.
Многие способы языковой реализации исследуемой стратегии являются частотными и встречаются у большинства кандидатов, в то время как другие были обнаружены лишь у немногих политиков. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что создание образа «человека из народа» предполагает сочетание множества различных способов вербальной реализации данного приёма. Большее разнообразие используемых тактик, а также употребление более редких способов свидетельствует о том, что кандидат действительно стремился создать у аудитории образ «простого человека».
Основной задачей всякого политического и, в особенности, предвыборного дискурса является захват власти и её удержание. Ввиду этого дискурс избирательных кампаний характеризуется высокой степенью манипулятивности, которая может быть реализована множеством различных способов. К числу таких способов относится приём «plain folk», или создание образа «человека из народа». Целью исследования является комплексное изучение манипулятивного приёма «plain folk» и особенностей его использования в ходе предвыборных кампаний кандидатов в президенты США.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней проводится наиболее комплексное изучение специфики манипулятивного воздействия в предвыборном дискурсе как одном из видов политического дискурса; впервые всесторонне рассматривается и подробно описывается приём создания образа «человека из народа»; используются ранее не применявшиеся к данному предмету исследования элементы ретроспективного анализа.
В качестве материала для исследования были собраны и проанализированы такие элементы предвыборного дискурса, как тексты рекламных видеороликов, созданных в ходе избирательных кампаний кандидатов в президенты США, а также материалы теледебатов, проводимых в преддверии президентских выборов в США. Источниками материала послужили такие Интернет-ресурсы, как сайт Музея движущегося изображения (Museum of the Moving Image) и сайт Комиссии по президентским дебатам (The Commision on Presidential Debates). Для анализа взят период с 1976 по 2020 гг. в связи с тем, что регулярные президентские дебаты проходят с 1976 г. Применяется принцип равномерной фрагментации с шагом в 4 года в соответствии с периодичностью выборов президента США.
В ходе теоретического обзора имеющихся работ по данной теме, а также эмпирического анализа собранного материала были выявлены следующие способы языковой реализации приёма «человек из народа»: 1) местоимения первого лица множественного числа: we 'мы', our 'наше'; 2) лексемы и словосочетания с семантикой консолидации: together 'вместе', united 'едины'; 3) обращения, подчеркивающие близость, принадлежность к одной группе: dear friends 'дорогие друзья', fellow citizens 'сограждане'; 4) этнонимы: Americans 'американцы', the people of America 'народ Америки'; 5) разговорная и просторечная лексика: folks 'парни'; 6) рассуждения о проблемах обычных людей; 7) нарратив (истории из жизни самого политика); 8) формулы причастности: Like you, I... 'Как и вы, я...'; 9) эксплицитная самоподача в качестве «простого человека» и «народного избранника»: just an ordinary man 'всего лишь обычный человек', the people's servant 'слуга народа'.
Многие способы языковой реализации исследуемой стратегии являются частотными и встречаются у большинства кандидатов, в то время как другие были обнаружены лишь у немногих политиков. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что создание образа «человека из народа» предполагает сочетание множества различных способов вербальной реализации данного приёма. Большее разнообразие используемых тактик, а также употребление более редких способов свидетельствует о том, что кандидат действительно стремился создать у аудитории образ «простого человека».