XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Синтез анекдота и притчи в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых»

Юлия Евгеньевна Серёдкина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу синтеза жанровых форм притчи и анекдота на материале романа В. Пелевина «Жизнь насекомых». В докладе анализируются способы постижения героями смысла жизни, диалоги персонажей, соотношение фабулы и сюжета, архетипические притчевые мотивы и прямые цитации известных анекдотов. При помощи анализа ключевых черт жанров выявлен способ сокрытия под травестийной маской глубинного серьёзного содержания, а также реализуемый посредством жанрового синтеза эффект для всего художественного мира писателя, что позволяет расширить границы понимания пелевинской идеологемы «пустоты».

Тезисы

Ключевые слова: синтез жанров; притча; анекдот; идеологема «пустоты»

Актуальность исследования обусловлена повышением интереса к проблеме синтеза жанров в литературоведческой науке последних десятилетий, неоднозначностью жанровой атрибуции пелевинской прозы, а также вниманием к изучению творчества В. Пелевина. Несмотря на наличие в научном пространстве ряда работ о творчестве Пелевина, вопрос о жанровой атрибуции произведений писателя остаётся наименее исследованным, с чем связана новизна исследования.
Целью работы является изучение специфики жанровых черт притчи и анекдота, выявление особенностей синтеза элементов притчи и анекдота в романе Пелевина «Жизнь насекомых» (1993). В романе представлено несколько сюжетных линий (жизнь комаров, муравьёв, ночных мотыльков и др.), олицетворяющих разные группы населения России 1990-х гг. Чётко прослеживаемая связь между повествованием и узнаваемыми реалиями жизни — одна из характерных черт анекдота, который представляет нравы, характеры той или иной эпохи. При этом в романе чередуются между собой нарочито сниженные бытовые замечания героев с их философскими размышлениями.
Притча и анекдот объединяются у Пелевина общей для обоих жанров ключевой ролью диалога, в котором соединяются притчевое учение, философское размышление и анекдотическое внимание к мелким бытовым деталям. В буквальном смысле все герои находятся в пути, в символическом — в поиске смысла жизни. Раскрыть истину мироздания удаётся лишь героям, обладающим притчевым мышлением, способным аллегорически воспринимать мир. Об иллюзорности реальности, о вечной пустоте мотылёк Митя узнаёт от своего альтер эго и учителя Димы через анекдот-притчу.
Таким образом, в художественном мире Пелевина анекдот способен содержать в себе притчу, раскрывающую пелевинскую идеологему «пустоты». Жизнь персонажей романа цитирует известные анекдоты, однако для героев комический подтекст остаётся нерелевантным, анекдотическая цитата буквализируется и посредством своей алогичности становится притчей. Напр., таракан Серёжа понимает анекдот «копать от забора до рассвета» не в юмористическом, а в метафизическом смысле: «С энергичной улыбкой прокопав от обеда до табло со словами “don’t work” (ему давно уже удалось соединить в одно целое пространство и время), он понял, что рабочий день окончен» [Пелевин, 2022: 181].
Таким образом, работая на стыке жанров, Пелевин передаёт концептуальную картину мира с помощью сниженных, принципиально непритчевых героев. Создаётся двуплановая структура: на первом уровне — анекдотическая фабула, на втором — притчевый подтекст.  Под травестийной маской оказывается глубокое содержание. Для героев анекдот становится принципом понимания жизни, в которой есть все и одновременно нет ничего. Анекдот нейтрализует назидательность притчи, а притча снимает анекдотическую претензию на юмористический эффект, происходит синтез жанров, который подводит читателя к пелевинской идеологеме «пустоты».   

Литература:
Пелевин В. Жизнь насекомых. СПб., 2022.