Функционально-семантическая характеристика глагольной формы «представляете» в русской устной речи
Марина Росип
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Центром исследования стала глагольная форма представляете,
зачастую выступающая в устной речи в роли контактного глагола / прагматического
маркера. В ходе анализа пользовательского подкорпуса, созданного на базе
устного подкорпуса Национального корпуса русского языка, было обнаружено
несколько значений, не зафиксированных ни в одном словаре: представляете может
употребляться в функции метакоммуникатива, являться маркером старта или финала высказывания.
Такое изменение стало закономерным результатом прагматикализации — процесса, в значительной
степени свойственного устной спонтанной речи.
Тезисы
Ключевые слова: коллоквиалистика; устная речь; прагматические маркеры; контактные глаголы
Целью исследования является анализ употреблений глагольной формы представляете для получения полной картины особенностей ее функционирования в русской устной спонтанной речи. Научная новизна работы определяется изучением обширного корпусного материала и выявлением новых значений / функций словоформы представляете, которые не зафиксированы в словарях. Источником материала для исследования стал устный подкорпус Национального корпуса русского языка, на основе которого методом сплошной выборки был создан пользовательский подкорпус, содержащий 150 единиц в контекстах.
В ходе работы были использованы следующие научные методы: 1) метод сплошной выборки (поиск материала и создание пользовательского подкорпуса); 2) описательный (контекстный анализ); 3) квантитативный (простые количественные подсчеты); 4) сопоставительный (сравнение данных словарей и реальных употреблений); 5) логико-дедуктивный (выводы из результатов анализа материала).
В ходе работы были использованы следующие научные методы: 1) метод сплошной выборки (поиск материала и создание пользовательского подкорпуса); 2) описательный (контекстный анализ); 3) квантитативный (простые количественные подсчеты); 4) сопоставительный (сравнение данных словарей и реальных употреблений); 5) логико-дедуктивный (выводы из результатов анализа материала).
Анализ показал, что доля несловарных употреблений формы представляете в устной речи составляет 59%. Так, данная словоформа зачастую выступает в устном дискурсе в роли контактного глагола (КГ) с функциями метакоммуникатива, разграничительного маркера старта или финала.
Чаще всего данный КГ используется в качестве метакоммуникатива, помогая говорящему осуществить рефлексию или поддержать контакт с собеседником (51%): То есть корни / они всё-таки дают о себе знать / хотя представляете / вот Удмуртия и Эстония — мы очень далеко друг от друга / ну вот всё-таки Москва нас соединила / нас становится больше.
Достаточно часто форма представляете употребляется и в роли маркера старта (38%): Представляете / как тяжело стране — ко всем приезжают / а от нас уезжают.
В функции маркера финала форма представляете используется, как правило, в рамках подтвердительного вопроса или знаменует передачу собеседнику очереди говорения: Он мне таскал из библиотеки / там была хорошая библиотека / всего Горького я перечитала / это в седьмом классе. Представляете?
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что глагольная форма представляете, значительно изменив свою семантику по сравнению с данными словарей, используется говорящими в устной речи преимущественно в качестве КГ, или прагматического маркера (ПМ), что не зафиксировано ни в одном из академических словарей (МАС, БАС, БТС). Полученные результаты могут послужить мотивацией для осмысления семантических сдвигов и актуализации лексикографического описания глагола представлять, что стало бы некоторым вкладом в современную коллоквиалистику. В перспективе планируется проведение сравнительного анализа употреблений формы представляете со словоформой представляешь, а также описание функционирования императивных форм данного глагола: представь и представьте.