Основы конвергентной педагогики на уроках литературы
Анна Николаевна Макарова
Докладчик
студент 5 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В работе исследуются образовательные
технологии, реализующие принципы конвергентной педагогики: дискуссия,
геймификация, кейс-технология. Рассматривается результат урока литературы, на
котором происходит коммуникативное событие.
Тезисы
Ключевые слова: конвергентная педагогика; эстетическое переживание; геймификация; кейс-технология; дискуссия; коммуникация
Сегодня перед учителем-словесником стоит задача — развить эстетическую культуру чтения — наличие вкуса. Для этого ученик должен обладать навыком рефлексии эстетического переживания.
В работе «Коммуникативные параметры урока в школе конвергентной педагогики» В. И. Тюпа пишет о том, что учителю-словеснику стоит обращать внимание не на тексты, которые транслируются на уроке, а на смыслы, которые сообщить нельзя. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, «смысл требуется актуализировать» [Тюпа, 2012: 57]. Сотворчество — ключевое слово в конвергентной педагогике.
Перед учителем-предметником стоит также задача сформировать культуру предметного мышления. Чтобы ее достичь, «урок требуется организовать как контекст перевода на язык внутренней речи, где бы сам учебный предмет, его преподаватель и внутренняя речь учащегося обрели бы свои собственные неслиянные и нераздельные голоса» [Тюпа, 2012: 58]. Данный формат работы может привести к дискуссии, и именного тогда у каждого участника образовательного процесса обогащается личный опыт.
Дискуссия — эффективный диалогичный формат. Ключевая роль учителя здесь состоит в том, чтобы постоянно и умело требовать от учеников аргументов и доказательств, опирающихся на их эстетические переживания.
Геймификация (игрофикация) — одна из образовательных технологий, которая позволяет добиться ощущения «сотворчества». Возможность взглянуть на события с точки зрения героя позволят учащемуся понять его характер, место в системе персонажей и «приобщиться» к авторской идее.
Кейс-технологии становятся не менее эффективным инструментом для актуализации смыслов на уроке конвергентной педагогики. Важно отметить ошибочное понимание технологии: мы не можем менять уже созданные художником события.
Стратегию предлагаемых нами популярных образовательных технологий определяет проблемно-деятельностный подход к освоению сущности литературы. В такой работе смысл литературных текстов сотворчески создается учителем и учащимися в процессе активного общения с автором, с героями. В этом случае нам удается сформировать эстетические и герменевтические установки в сознании ученика, приблизить его к эстетическому созерцанию, главное — сформировать вкус.
Литература:
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 5. Критика способности суждения. М.,1966.
Теория литературы в двух томах. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Отв. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004.
Тюпа В. И. Коммуникативные параметры урока в школе конвергентной педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 56—66.
Сегодня перед учителем-словесником стоит задача — развить эстетическую культуру чтения — наличие вкуса. Для этого ученик должен обладать навыком рефлексии эстетического переживания.
В работе «Коммуникативные параметры урока в школе конвергентной педагогики» В. И. Тюпа пишет о том, что учителю-словеснику стоит обращать внимание не на тексты, которые транслируются на уроке, а на смыслы, которые сообщить нельзя. Чтобы такое взаимодействие было эффективным, «смысл требуется актуализировать» [Тюпа, 2012: 57]. Сотворчество — ключевое слово в конвергентной педагогике.
Перед учителем-предметником стоит также задача сформировать культуру предметного мышления. Чтобы ее достичь, «урок требуется организовать как контекст перевода на язык внутренней речи, где бы сам учебный предмет, его преподаватель и внутренняя речь учащегося обрели бы свои собственные неслиянные и нераздельные голоса» [Тюпа, 2012: 58]. Данный формат работы может привести к дискуссии, и именного тогда у каждого участника образовательного процесса обогащается личный опыт.
Дискуссия — эффективный диалогичный формат. Ключевая роль учителя здесь состоит в том, чтобы постоянно и умело требовать от учеников аргументов и доказательств, опирающихся на их эстетические переживания.
Геймификация (игрофикация) — одна из образовательных технологий, которая позволяет добиться ощущения «сотворчества». Возможность взглянуть на события с точки зрения героя позволят учащемуся понять его характер, место в системе персонажей и «приобщиться» к авторской идее.
Кейс-технологии становятся не менее эффективным инструментом для актуализации смыслов на уроке конвергентной педагогики. Важно отметить ошибочное понимание технологии: мы не можем менять уже созданные художником события.
Стратегию предлагаемых нами популярных образовательных технологий определяет проблемно-деятельностный подход к освоению сущности литературы. В такой работе смысл литературных текстов сотворчески создается учителем и учащимися в процессе активного общения с автором, с героями. В этом случае нам удается сформировать эстетические и герменевтические установки в сознании ученика, приблизить его к эстетическому созерцанию, главное — сформировать вкус.
Литература:
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 5. Критика способности суждения. М.,1966.
Теория литературы в двух томах. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Отв. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004.
Тюпа В. И. Коммуникативные параметры урока в школе конвергентной педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 56—66.