XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Раскольниковский» сюжет у И. А. Бунина и Э. Лимонова (на материале рассказа «Петлистые уши» и романа «Подросток Савенко»)

Юлия Сергеевна Дубасова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен интертекстуальному анализу двух полемических «откликов» на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — рассказа И. А. Бунина «Петлистые уши» и романа Э. Лимонова «Подросток Савенко». Основное внимание уделяется «раскольниковской» линии в каждом из текстов, проблеме осмысления обоими авторами проблематики романа предшественника в ХХ в., а также ряду философских и эстетических вопросов, которые — вслед за Достоевским — ставят в своих произведениях Бунин и Лимонов.

Тезисы

Ключевые слова: Достоевский; Бунин; Лимонов; интертекстуальность

Доклад посвящен интертекстуальному анализу двух полемических «откликов» на роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — рассказа И. А. Бунина «Петлистые уши» и романа Э. Лимонова «Подросток Савенко». 
В первом случае через прямое упоминание текстов предшественника (романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот») открывается смысл рассказа: абсурдистское зверство мировой войны опровергает в глазах Бунина все гуманистические посылы Достоевского, верящего в неизбежную нравственную ответственность за насилие. 
Второй текст устроен сложнее: педантично выстраивая (чтобы затем разрушить) «загадочный» образ малолетнего хулигана Гришки Гуревича, с которым и связана «раскольниковская» линия романа «Подросток Савенко», Лимонов окружает его огромным количеством интертекстуальных параллелей, среди которых обнаруживаются и идеи, близкие героям Достоевского, и биографические черты самого писателя, и частные удивительно «рифмующиеся» детали. Более того, автор, возможно, не останавливается на «первоисточнике» — романе Достоевского — и обращается, в т. ч. и к текстам, «отвечающим» ему, находящимся с ним в диалоге-споре, — в частности, к упомянутому рассказу Бунина. Приводя полную скрытого восхищения и несомненно завистливую оценку Гришкиного «плана» главным героем романа «Подросток Савенко» и по совместительству автобиографическим персонажем Эди-бэби, Лимонов, донельзя гиперболизирует мнимое «благородство» и философскую глубину идеи убийства «для себя». Отсылка к Достоевскому для теории Гришки, в данном случае, — это и развенчание, и апология высокой «раскольниковской» идеи.
В итоге, параллель с героем Достоевского, частично «нейтрализуясь» через вторичное сопоставление с героем Бунина, «умирает» на уровне намека, играя, максимум, роль насмешки. С помощью персонажа своего романа Лимонов разворачивает полемику с Достоевским в поле художественной литературы, демонстрируя собственное издевательски-пренебрежительное отношение к якобы «возвышенным» героям-идеологам Достоевского. Позднее он еще не раз вернется к этому спору, но уже в публицистике — напр., в вышедшем в 2001 г. сборнике портретов знаменитых предшественников «Священные монстры», одна из глав которого будет посвящена великому романисту XIX в.