XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лимонов цифровой — Лимонов в редакции: подходы к изучению наследия писателя

Олеся Дмитриевна Сабанова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблеме изучения творчества одного из виднейших творческих деятелей XX—XXI вв. — Э. В. Лимонова. Описаны принципы составления корпуса текстов и особенности его применения в рамках изучения идиостиля Лимонова на фоне последних исследований в области построения корпусных идиостилистических моделей. В работе предложены интертекстуальная, издательская и биографическая (различение первых и последующих, прижизненных и посмертных изданий) точки зрения.

Тезисы

Ключевые слова: русская литература; переводоведение; коммуникативная грамматика; функциональный синтаксис; корпусная лингвистика

На сегодняшний день проза Э. В. Лимонова вызывает оживленный интерес. Не осмыслен, не охвачен генеральным взглядом исследователя весь массив текстов автора, а читатель только начинает открывать для себя его произведения. В этой связи встает вопрос, к чему обращаться и как ориентироваться в художественном мире Лимонова. Для этого необходимо, во-первых, развеять предрассудки вокруг самых известных романов писателя и отрефлексировать их стилистическую эволюцию, установить интертекстуальные связи.
Наглядно данный вопрос можно рассмотреть на примере «Американской трилогии», с которой прежде всего знакомится читатель («Это я — Эдичка», 1976; «Дневник неудачника, или Секретная тетрадь», 1977; «История его слуги», 1981). 
Первое, что попадает читателю в руки, — скандальная, но, как признает критик Д. Духовской-Дубшин [Духовской-Дубшин, 2017], не самая выдержанная с точки зрения стилистики работа Лимонова «Это я — Эдичка». «Стилистическим шедевром» критик называет второй роман из трилогии — «Дневник неудачника, или Секретная тетрадь». В «Истории его слуги» Лимонов уже демонстрирует талант нарратора. Такого же внимания требуют и остальные прозаические тексты писателя. 
Во-вторых, интересно понаблюдать за историей издания каждого романа, проанализировать востребованность прозы в связи с социокультурным и историческим контекстом. Как переводили Лимонова на английский язык во время его жизни в США? На какие еще языки переводили романы и какие внешние обстоятельства влияли на актуализацию текста в иноязычном пространстве? 
В-третьих, еще одним аспектом изучения наследия Лимонова является различение первых и последующих, прижизненных и посмертных изданий. В 90-х гг. XX в. Лимонову сложно было найти издателей вплоть до того, что в 2000-х гг. ему пришлось редактировать книги самостоятельно. Этот материал уникален — именно он наиболее точно демонстрирует подлинное когнитивное устройство лимоновского письма, близкого к языку рукописей. Известно, что закономерности в использовании служебных частей речи и манера расстановки знаков препинания считаются опорными стилеметрическими показателями [Михеев, Эрлих, 2017: 4—7]. 
Так, привлекательной оказывается последняя посмертная серия изданий романов Лимонова издательского дома «Альпина.Проза», что вновь порождает исследовательское любопытство — как редактор обращается с авторской пунктуацией и как это влияет на первое знакомство современного читателя с текстом? 
Обсуждение этих проблемных вопросов нужно для того, чтобы в перспективе разработать концепцию репрезентативного цифрового корпуса текстов Лимонова, что соответствует актуальным тенденциям в исследовании художественной прозы (см., напр., [Баранов, Добровольский, 2021]). 

Литература:
Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Корпусная модель идиостиля Достоевского. М., 2021. 
Духовской-Дубшин Д. Пристрастная библиография Эдуарда Лимонова, составленная его литературным секретарем // Материалы портала «Завтра.Ру». URL: https://clck.ru/33W6bY (дата обращения: 10.02.2023). 
Михеев М., Эрлих Л. Частота служебных слов как различительный признак идиостиля (в связи с гипотезой супругов Фоменко) // Материалы конференции «Диалог 2017». URL: https://www.dialog-21.ru/media/3976/miheevmehrlichl.pdf (дата обращения: 10.02.2023).