К вопросу о характере адресации в русской лирике конца XIX в. / On the problem of addressing in Russian lyrics of the 19th century
Ирина Эдуардовна Васильева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
124
2023-03-16
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: переходная эпоха рубежа XIX–XX вв.;
лирика, адресация; коммуникативная структура
Keywords: transition epoch; lyrics; addressing; communicative structure
Keywords: transition epoch; lyrics; addressing; communicative structure
Тезисы
БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Специфику русской лирики последней трети XIX в. принято связывать с явным доминированием близких мотивных комплексов, объединенных пессимистической тональностью и общими темами (тоска, одиночество, разочарование, неверие и т.п.). Совокупно с метрико-ритмическими характеристиками мотивика выступает основанием для выделения лирики этого времени в особый период, обладающий рядом специфических черт по сравнению с хронологически пограничными ему эпохами. Устойчивые мотивные комплексы рассматриваются прежде всего как узнаваемые элементы сознания поэтического субъекта, представляющие его как «героя времени» переходной эпохи рубежа XIX–XX вв. Вместе с тем в аспекте задачи выявления специфических черт переходности не менее важным представляется описание характера адресации, свойственной лирике этого времени, и сопоставление ее с теми типологическими вариантами, которые представлены в периодах, пограничных данному. Подходом к решению этой проблемы и является данный доклад.
Специфику русской лирики последней трети XIX в. принято связывать с явным доминированием близких мотивных комплексов, объединенных пессимистической тональностью и общими темами (тоска, одиночество, разочарование, неверие и т.п.). Совокупно с метрико-ритмическими характеристиками мотивика выступает основанием для выделения лирики этого времени в особый период, обладающий рядом специфических черт по сравнению с хронологически пограничными ему эпохами. Устойчивые мотивные комплексы рассматриваются прежде всего как узнаваемые элементы сознания поэтического субъекта, представляющие его как «героя времени» переходной эпохи рубежа XIX–XX вв. Вместе с тем в аспекте задачи выявления специфических черт переходности не менее важным представляется описание характера адресации, свойственной лирике этого времени, и сопоставление ее с теми типологическими вариантами, которые представлены в периодах, пограничных данному. Подходом к решению этой проблемы и является данный доклад.