LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Философские основы обучения языкам для специальных целей в цифровом обществе/ Philosophical Foundations for Teaching Languages for Special Purposes in a Digital Society

Мария Юрьевна Копыловская
Докладчик
доцент
СПбГУ

412
2023-03-15
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Предлагается теоретическое обоснование обучения языку профессии в цифровом обществе: философские категории социального конструктивизма и социального конструкционизма отражают сосуществование коммуникативного подхода в языковом образовании и общеобразовательного компетентностного подхода. При этом мобильные приложения помогают повысить мотивацию обучаемых неязыковых вузов в цифровом обществе.
Ключевые слова: язык профессии; социальный конструктивизм; социальный конструкционизм; цифровое общество.
The theoretical grounds for teaching LSP in digital society  are offered as such philosophical categories of social constructivism and social constructionism are supposed to reflect the co-existence of the communicative approach in language education and competence- approach in general education. Digital technologies help to increase those non-liguist learners’ in digital society
 Keywords: LSP; social constructivism; social constructionism; digital society.

Тезисы

Философия языкового образования предполагает наличие неких фундаментальных ценностей, к числу которых относятся коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность специалистов конкретных областей экономики. Социальный конструктивизм и конструкционизм, как отдельные и в то же время взаимозависимые понятия, отражают на наш взгляд ситуацию, сложившуюся сегодня в теории обучения профессиональным иностранным языкам. В процессе обучения английскому как  иностранному языку образуются некие социальные концепты или конструкты, которые лежат в основе межличностного взаимодействия в данной схеме развития личности, социальный конструктивизм реализуется в создании материала для следующего этапа развития, того на котором происходят процессы характерные для социального конструкционизма, т.е. те в которых реализации новые, приобретенные в процессе обучения свойства личности ее компетенции реализуются уже в ситуации межличностного общения в коллективе или в группе. Социальный конструктивизм, согласно взглядам Л. С. Выготского, сводится к конструированию знаний в значимых для индивидуума конкретных ситуациях [Выготский 2005]. Требование аутентичности языкового материала, в русле коммуникативного метода обучения, не только выступает в качестве основного принципа социоконструктивизма, но и становится  некой характеристикой чертой современного эффективного обучения, так как  безграничные возможности, которые предоставляют цифровые технологии для специалистов в области экспозиции аутентичного языкового материала, превосходят все ожидания и особенно актуальны в области обучения профессионально-ориентированным иностранным языкам. Социальный конструкционизм лежит в основе закрепления или актуализации изученного материала и реализуется в форме некоего сценария или ролевого многокомпонентного задания, когда полученные на занятиях знания реализуются в форме профессионально-ориентированного проекта подгруппы. Таким образом, происходит трансформация конструктов, которые создавались в течение всего периода обучения, компетенции приобретаемые в процессе обучения, трансформируются в интегративные свойства личности, т. е. в профессиональные лингвистические компетентности. Для обучения английскому языку специалистов в области точных наук Google Play Market [Копыловская 2021], предлагает   приложения, способствующие развитию когнитивных способностей в целом (Neuronation, Cognifit, Mnemocon и проч.) профессионально-ориентированные приложения на русском языке (См. например: Цитология: строение клетки - www. 99 Dictionaries: The world of terms; Таблица Менделеева – www.chernykh.tech; Формулы по физике: www.MaxonAndroidDev и т. п.) так и постепенно начинают возникать приложения, специально предназначенные для обучения английскому языку для специальных целей (например: Английский для IT: GKK; Learn Chemistry-Notes: Gigantic Apps; Английский для туристов: GKK), то есть в узком профессионально- или социально-ориентированном контексте.  Раздел 4. «Цифровые инструменты профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам» коллективной монографии «Новое в обучении профессиональному  английскому языку: цифровая культура и цифровое образование» недостаточно полно раскрывает возможности существующих сегодня виртуальных лабораторий типа Virtual Lab и  возможностей программ 2D- симуляторов ( См. Приложение к Разделу), которые позволяют  изучать английский язык в контексте будущей профессии [Новое в обучении профессиональному английскому языку.. 2021]. С точки зрения социального конструктивизма, данные лаборатории и симуляторы способны помочь в создании профессионально-ориентированных конструктов на английском языке. Закрепление же полученных знаний в рамках условного проекта отражает действие в духе социального конструкционизма. Преподаватель-лингвист может не в полной мере владеть профессиональной спецификой, но обладая требуемыми языковыми знаниями, может оценить лингвистическую сторону использования профессионально-ориентированного языка. Данная модель предполагает наличие условной коммуникации на иностранном языке и позволяет осуществить переход от актуальных компетенций к актуальным компетентностям специалистов в различных областях экономики страны, что позволяет поднять уровень мотивации будущих специалистов и сделать занятия более эффективными.
Литература
1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: 2005. — 199 с.
2. Копыловская М. Ю. Использование узкоспециальных цифровых инструментов для формирования англоязычной фонетической компетенции синофонов в контексте обучения устному общению. В сборнике: Магия ИННО: лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат. Москва, 2021. С. 463–468.
3. Новое в обучении профессиональному английскому языку: цифровая культура и цифровое образование: коллективная монография / Под ред. М.Ю. Копыловской. — Москва. — ФЛИНТА,2021. —  248 с.с ил.