Философские основы обучения языкам для специальных целей в цифровом обществе/ Philosophical Foundations for Teaching Languages for Special Purposes in a Digital Society
Мария Юрьевна Копыловская
Докладчик
доцент
СПбГУ
СПбГУ
412
2023-03-15
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Предлагается теоретическое
обоснование обучения языку профессии в цифровом обществе: философские категории социального
конструктивизма и социального конструкционизма отражают сосуществование
коммуникативного подхода в языковом образовании и общеобразовательного
компетентностного подхода. При этом мобильные приложения помогают повысить
мотивацию обучаемых неязыковых вузов в цифровом обществе.
Ключевые слова: язык профессии; социальный конструктивизм; социальный конструкционизм; цифровое общество.
The theoretical grounds for teaching LSP in digital society are offered as such philosophical categories of social constructivism and social constructionism are supposed to reflect the co-existence of the communicative approach in language education and competence- approach in general education. Digital technologies help to increase those non-liguist learners’ in digital society
Keywords: LSP; social constructivism; social constructionism; digital society.
Ключевые слова: язык профессии; социальный конструктивизм; социальный конструкционизм; цифровое общество.
The theoretical grounds for teaching LSP in digital society are offered as such philosophical categories of social constructivism and social constructionism are supposed to reflect the co-existence of the communicative approach in language education and competence- approach in general education. Digital technologies help to increase those non-liguist learners’ in digital society
Keywords: LSP; social constructivism; social constructionism; digital society.
Тезисы
Философия языкового
образования предполагает наличие неких фундаментальных ценностей, к числу
которых относятся коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность
специалистов конкретных областей
экономики. Социальный конструктивизм и конструкционизм, как отдельные и в то же
время взаимозависимые понятия, отражают на наш взгляд ситуацию, сложившуюся
сегодня в теории обучения профессиональным иностранным языкам.
В процессе обучения
английскому как иностранному языку образуются некие социальные концепты или
конструкты, которые лежат в основе межличностного взаимодействия в данной схеме развития личности, социальный конструктивизм реализуется в
создании материала для следующего
этапа развития, того на котором происходят процессы характерные для социального конструкционизма, т.е. те в которых реализации новые, приобретенные в процессе обучения свойства личности ее
компетенции реализуются уже в
ситуации межличностного общения в
коллективе или в группе.
Социальный конструктивизм,
согласно взглядам Л. С. Выготского, сводится к конструированию знаний в значимых
для индивидуума конкретных ситуациях [Выготский 2005]. Требование аутентичности языкового материала, в русле коммуникативного метода
обучения, не только выступает в качестве
основного принципа социоконструктивизма, но и становится некой характеристикой чертой современного
эффективного обучения, так как безграничные возможности, которые
предоставляют цифровые технологии для специалистов в области экспозиции аутентичного языкового материала, превосходят
все ожидания и особенно актуальны в области
обучения профессионально-ориентированным иностранным языкам.
Социальный конструкционизм
лежит в основе закрепления или актуализации изученного материала и реализуется в форме некоего сценария или ролевого
многокомпонентного задания, когда полученные на занятиях знания реализуются в форме
профессионально-ориентированного проекта подгруппы. Таким образом, происходит
трансформация конструктов, которые создавались в течение всего периода
обучения, компетенции приобретаемые в процессе обучения, трансформируются
в интегративные свойства личности, т. е. в профессиональные лингвистические компетентности.
Для обучения
английскому языку специалистов в области точных наук Google Play Market [Копыловская 2021], предлагает приложения, способствующие
развитию когнитивных способностей в целом (Neuronation, Cognifit, Mnemocon и проч.)
профессионально-ориентированные приложения на русском языке (См. например:
Цитология: строение клетки - www.
99 Dictionaries:
The
world
of
terms;
Таблица Менделеева – www.chernykh.tech; Формулы по физике: www.MaxonAndroidDev и т. п.) так и постепенно
начинают возникать приложения, специально предназначенные для обучения
английскому языку для специальных целей (например: Английский для IT: GKK; Learn Chemistry-Notes: Gigantic Apps; Английский для туристов: GKK), то есть в узком профессионально-
или социально-ориентированном контексте.
Раздел 4. «Цифровые инструменты
профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам» коллективной
монографии «Новое в обучении профессиональному
английскому языку: цифровая культура и цифровое образование» недостаточно полно раскрывает возможности существующих
сегодня виртуальных лабораторий типа Virtual Lab и возможностей программ 2D- симуляторов ( См. Приложение к Разделу), которые позволяют
изучать английский язык в
контексте будущей профессии [Новое в
обучении профессиональному английскому языку.. 2021].
С точки зрения
социального конструктивизма, данные лаборатории и симуляторы способны помочь в
создании профессионально-ориентированных конструктов на английском языке.
Закрепление же полученных знаний в рамках условного проекта отражает действие в
духе социального конструкционизма. Преподаватель-лингвист может не в полной
мере владеть профессиональной спецификой, но обладая требуемыми языковыми
знаниями, может оценить лингвистическую сторону использования
профессионально-ориентированного языка. Данная модель предполагает наличие условной коммуникации на
иностранном языке и позволяет осуществить переход от актуальных компетенций
к актуальным компетентностям специалистов в различных областях экономики страны,
что позволяет поднять уровень мотивации будущих специалистов и сделать занятия
более эффективными.
Литература
1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: 2005. — 199 с.
2. Копыловская М. Ю. Использование узкоспециальных цифровых инструментов для формирования англоязычной фонетической компетенции синофонов в контексте обучения устному общению. В сборнике: Магия ИННО: лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат. Москва, 2021. С. 463–468.
3. Новое в обучении профессиональному английскому языку: цифровая культура и цифровое образование: коллективная монография / Под ред. М.Ю. Копыловской. — Москва. — ФЛИНТА,2021. — 248 с.с ил.
Литература
1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: 2005. — 199 с.
2. Копыловская М. Ю. Использование узкоспециальных цифровых инструментов для формирования англоязычной фонетической компетенции синофонов в контексте обучения устному общению. В сборнике: Магия ИННО: лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат. Москва, 2021. С. 463–468.
3. Новое в обучении профессиональному английскому языку: цифровая культура и цифровое образование: коллективная монография / Под ред. М.Ю. Копыловской. — Москва. — ФЛИНТА,2021. — 248 с.с ил.