LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Идентификация и дифференциация языковых и ментальных структур в русской языковой картине мира (на базе концепта «гнев»)».

Елена Владимировна Сирота
Докладчик
преподаватель
Бельцкий государственный университет имени А. Руссо
Людмила Вячеславовна Парахонько
Докладчик
ассистент
Бельцкий государственный университет имени А. Руссо

204
2023-03-16
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Аннотация. В данном исследовании рассматривается одна из актуальных проблем когнитивистики  структурирование эмотивно-когнитивного концепта «гнев». Этот концепт анализируется в взаимодействии со смежными концептами. При помощи метода компонентного анализа устанавливаются дифференциальные и интегральные признаки. Несмотря на трудности установления ядерных компонентов, в статье делается попытка определить ядерные зоны изучаемого концепта на базе объективной и аргументированной оценки фактического материала. В результате исследования возникла необходимость комплексного рассмотрения концепта, в частности с позиции прагмалингвистики и гендерной лингвистики.
Ключевые слова: концепт; гнев; предаффект; аффект; эмотивность.

Тезисы

Спецификой современной лингвистики считается изучение языка в тесной взаимосвязи с индивидом, его менталитетом, восприятием фактичной реальности, его конкретной деятельностью. Следовательно, на первое место выходит рассмотрение языка с позиции языковой личности. Человек обладает особенностью не только воспринимать и познавать мир, но и существовать в нем. Поэтому язык отражает и объективную реальность, и самого носителя языка как субъекта познания. Это детерминирует исследование такой проблемы как соотношение языка и мышления, решаемую в рамках когнитивно-концептологического вектора, предполагающего обнаружение структурирования концептов абстрактного значения, репрезентирующихся в пространстве семантики других языковых систем. Таким образом, индивид в процессе жизнедеятельности формирует концепты, объединяя их в концептосферу. Не исключением являются и эмотивно-ментальные структуры, т.к. концепты представляют собой идеальные сущности, кванты знания, получаемые посредством сенсорной перцепции (органов чувств), а также через кооперацию с предметной действительностью. Таким образом, человек мыслит концептами, комбинируя их, формируя новые концепты в ходе мышления. Данное положение предопределяет и объект исследования — концепт «гнев». Как уже было отмечено выше, познание мыслящего содержит чувственную составляющую, т.к. благодаря эмоциональному структу создается контакт между экстралингвистическими и интралингвистическими характеристиками носителя языка. Логический анализ подобного концепта осуществляется как бинарность психологической и лингвистической категорий: эмоциональности и эмотивности, т.к. имманентное свойство языковой системы стремится к овнешнению психологического состояния и переживания представителя определенного культурного пространства. Инструментом вербализации «иллокутивных сил» эмоции служит речь. Следовательно, предмет исследования — идентификация и дифференциация языковых и ментальных структур в русской языковой картине мира. При этом необходимо помнить, что коннотация (оценка суждения), экспрессивность (перлокуция, воздействие на слушающего) и интенсивность (градуальность двух составляющих квалификатива гнева) зависят от семантической дескрипции анализируемого концепта. Так, важно подчеркнуть, что лингвистический аспект проблемы связан с трудностями  определения ядерного и периферийных компонентов, зон концепта «гнев», что увеличивает, в свою очередь, и средства опредмечивания отрицательной эмоции, например, фонетико-графические дескрипторы, только грамматические и чисто лексические операторы (спецификаторы), включая речевые структуры, цель которых обеспечить взаимодействие участников коммуникации (язвительность, директива, возражение, упрек, угроза и т.д.). Соответственно, гнев можно рассмотреть с точки зрения прагмалингвистики, ее регулятивной и манипулятивной функций, что и эксплицирует актуальность работы. Специфику объекта исследования дополняет и природа гнева, а именно: отнесение его к диссипативным силам (система, при которой осуществляется переход механической энергии, являющуюся по сути потенциальной энергией, т.е. энергией взаимодействия, и кинетической, или энергией движения,  в другую форму энергии с последующим ее уменьшением).  Данное обстоятельство и обусловливает состав спектра «акции ближнего окружения» гнева: крайнее недовольство, раздражение, негодование, возмущение, озлобление, ярость. Об этом свидетельствует ряд  фразеологических единиц, содержащих прямые и косвенные спецификаторы гнева: гневить Бога (без достаточных оснований жаловаться, упрекать кого-либо; напрасно сетовать на судьбу), сменить гнев на милость (переставать сердиться, гневаться), встать не с той ноги (быть в плохом настроении), метать громы и молнии (угрожать, обвинять кого-л. или гневаться), дьявол вселился (кто-л. приходит в неистовство от злобы, раздражения), позеленеть от злости (прийти в состояние сильного раздражения, недовольства), изливать желчь (вымещать на ком-л. зло, раздражение) и т.д. [Телия 1996]. Проблема идентификации импульсивной эмоции заключается в предаффекте и аффекте, т.е. возникает наложение эмоций, усложнение психологического состояния, вызванного «законом сохранения и превращения энергии» в результате наслоения теоретического знания и практического, что, как следствие, «обостряет» когнитивный и антропоцентрический аспекты. Дискуссионность проблемы, в том числе и вариативность построения концепта «гнев» (многоуровневый или сегментный) еще раз эмфазирует ее актуальность, подсказывает теоретическую базу. Это работы таких ученых, как: А. Н. Шрамма, B. Ю. Апресяна, В. С. Лысенко, Л. Г. Бабенко, JI. М. Васильева, Ю. Д. Апресяна и др. Более того, намечается перспектива изучения концепта «гнев» и с позиции гендерной лингвистики, возможности подтверждения или опровержения патриархальных моделей, стереотипных единиц, андроцентризма, транслируемых гневом. Таким образом, мы попытаемся ответить на вопрос: существует ли «мужская и женская картина мира" при «переживании гневности» или же господствует унитарность.
Литература:
1. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты // Москва. 1996. С. 287.