LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Эхо»-реакция в диалоге: корпусное исследование устного дискурса в гендерном аспекте / "Echo"-reaction in dialogue: a corpus study of oral discourse (the gender aspect)

Татьяна Ивановна Попова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

198
2023-03-20
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Корпус; повседневное общение; дискурс; конверсационный анализ; гендер

Доклад посвящен изучению «эхо»-реакции в речи женщин с учетом таких социолингвистических параметров как гендер, возрастная группа, социальная роль, коммуникативная ситуация для говорящего и его собеседника. Источником материала служит корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день»: фрагменты речевого дня 15 мужчин и 15 женщин трех возрастных групп в разных социальных ролях.

Corpus; everyday communication; discourse; conversational analysis; gender

The report is devoted to the study of the "echo" reaction in the speech of women, taking into account such sociolinguistic parameters as gender, age group, social role, communicative situation for the speaker and his interlocutor. The source of the material is the corpus of the Russian language of everyday communication "One speech Day": fragments of the speech day of 15 men and 15 women of three age groups in different roles.

Тезисы

Гендерные исследования устного дискурса находятся на новом этапе развития благодаря возможности использовать корпусные данные, специальная разметка которых, помогает дифференцировать материал в различных аспектах и учитывать несколько показателей сразу. Так, методика обработки данных в корпусе русского языка повседневного общения «Один речевой день» позволяет не только работать с параметрами пол и возраст говорящего, но и учитывать коммуникативную ситуацию и реализацию определенных социальных ролей говорящих. В результате анализа фрагментов речевых дней 15 мужчин и 15 женщин трех возрастных групп, выступающих в разных социальных ролях в процессе коммуникации, удалось выяснить, что частым явлением, характерным для общения женщин оказались случаи, когда говорящий использует в завершении своей реплики то высказывание, которое «предлагает» собеседник. Это отличительная черта общения типа «женщина-женщина», особенно в младшей возрастной группе.
(1) Ж1: это оста()нется на субботу //
И61: это в субботу //
(2) И61: это воскресенье получается /
Ж1: ​​​​в обед //И61: я двадцать третьего уеду / а не двадцать первого / то есть получается на два дня больше / Ж1: два дня // В примерах (1)—(2) собеседницы, фактически прерывая информантку, предлагают свое продолжение мысли. В примерах далее подчеркнуты слова, которые после перебива «забирают» в свое высказывание основные говорящие:
(3) И71: это отдадим //
Ж2: и оставшееся разделить на две части ? // а потом оставшиеся ...И71: оставшееся разделить ... ну ты умеешь // ты правила // Ж2: ну естественно / напиши ей / я это умею // а / это мне / да? И71: я ей написала /  это тебе // и подожди / и за июль //
(4) Ж1: ну я видела другие протеи / которые () вот такие (…) в розоватых тонах / они большие / и более чешуйчатые //
И121: большие / да // угу / угу //Достраивание фразы может происходить в момент хезитации, которая часто становится маркером точки перехода очереди:
(5) И122: вот / (э-э) в данном случае / ну слушайте / сто пятьдесят рублей бутоньерка / пусть самая простенькая в подарок / я думаю не сильно (...) сломит бю... бюджет магазина / да /
Ж4:​ разорит бюджет //В средней возрастной группе, в ситуациях неформального общения с подругами, женщины используют также модель, которую можно назвать «эхо»-реакцией на перебив. Диалог не прерывается, говорящий никак не выражает недовольства произошедшим, а, наоборот, принимает тактику собеседника, используя его слова, как вектор дальнейшего развития мысли:
(6) И77: (м) нет / я исключительно (…) всех (…) должна покормить / тогда нет такого / да //
Ж2: либо никого / да ? И77: либо никого(:) / либо только себя //
(7) И147: я очень люблю да / растения и значит вот (э-э) мне нравятся (...) колупаться с ними // но на сегодняшний день моему начальству (...) непосредственному директору моему / замдиректору / им не до этого // они …
Ж3: вот эти все твои клумбочки / которые да *С //И147: никакие клумбочки // нет они / понимают / что в принципе в перспективе это хорошо / но это не (...) это всё мелко //Интересно, что этот механизм срабатывает и в общении женщины с мужчиной. Собеседник предлагает вариант продолжения фразы, говорящий принимает и повторяет его в своем высказывании, ср.:
(8) Ж4: ой / если бы я была Мариной% и Полиной% я бы наверно вообще бы ....
Ж3: что ? что бы ты сделала ?Ж4: кинулась бы // М3: уже давно бы осознала //Ж4: давно бы уже (..) осознала /// а не с задержкой //
(9) М3: не потому что мне хотелось (…) хурмы / а потому что она была по акции //
Ж4: не потому что мне хотелось вас порадовать / а потому что она была по акции//Но при этом обращает на себя внимание сниженная эмотивная реакция в общении информанток из средней возрастной группы.Несмотря на то что много расшифровок «речевых дней» информанток старшей возрастной группы представляют собой разговоры по телефону, где собеседников почти не слышно, удалось найти примеры «эхо»-реакций и для этого типа коммуникации:
(10) И131: и я это значит (э-э) (м-м) (э-э) подкопила и эти пятьдесят тысяч значит / всё равно собрала / и когда она ко мне приезжала / я пыталась ей () их всунуть //
Ж2: пыталась всучить / да
(11) Ж2: нет / ну это как-то знаешь с... (э-э) как-то с Кутузовским и с Москвой рекой в моей голове ... 
И131: не вяжется / да да // Ж2: не очень () связалось / вот / и я тут ещё шла мимо Макдональдса /Таким образом, в результате анализа корпусного материала с помощью метода конверсационного анализа удалось выяснить, что параметр социальных ролей говорящего можно считать показательным для определения особенностей построения устного дискурса.Возможно, эту особенность можно считать проявлением кооперативности, установлением контакта, демонстрацией слабости и неуверенности, поиском поддержки, уступчивости. Именно так описывается «женское» речевое поведение в ранних гендерных исследованиях. Дальнейшее расширение материала и учет большего количества метаданных о коммуникативной ситуации поможет получить более детальное понимание модели «эхо»-реакции.