LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Художественный текст в исторической репрезентации

Людмила Константиновна Рябова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2023-03-18
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: художественная литература; история; новый историзм; объяснительные стратегии
Аннотация: Доклад посвящен проблеме взаимодействия художественного и исторического академического текстов в процессе исторической репрезентации. Рассматривается вопрос истины в истории и литературе и значение художественного нарратива в объяснительных стратегиях исторической науки.
Kaywords: fiction; history; new historicism; explanatory strategies
Abstract: The report is devoted to the problem of interaction between artistic and historical academic texts in the process of historical representation. The question of truth in history and literature and the importance of artistic narrative in the explanatory strategies of historical science are considered.

Тезисы

Принятая в настоящее время в исторических исследованиях междисциплинарность предполагает, в том числе обращение к художественной литературе как историческому источнику. Востребованность художественного текста обусловлено рядом факторов: «недоверием» к глобальным историческим построениям (метанарративам); поиском новых «объяснительных стратегий» и объектов исследования; «открытием» (для постсоветского времени) ранее неизвестных произведений русских и зарубежных авторов; появлением такого направления в методологии истории, как «новый историзм» [1, 4]. Возникшее в США в 80-х годах ХХ века и сформулированное С. Гринблаттом, это направление предлагает литературоведам и историкам не разделять «историчность текстов» и «текстуальность истории». По сути, речь идет о проверке/уточнении знания, полученного в результате исторического исследования, посредством насыщения его знанием, полученным из литературных источников. Примером такого синтеза может служить вышедшая в 2021 г. «Новая литературная история Америки» [2]. Вместе с тем реконструкция истории на основе художественного нарратива порождает ряд вопросов, среди которых наиболее сложный был поставлен Ф. Анкерсмитом в статье «Правда в литературе и истории» [3]. Исходя из тезиса о том, что «роман выражает истины о человеке», Анкерсмит показывает, что в различных культурах и литературных традициях эти истины могут сильно различаться. Так, сопоставляя англосаксонский роман (объективистский, экстерналистский) и французский роман (субъективный и интерналистский), он заключает, что существуют разные типы истины, что находит отражение также и в историческом сочинении. Более того, поиск единственной истины в научной историографии, по его мнению, ведет к фрагментации знания о прошлом, «измельчению исторического образа в результате все возрастающей специализации» [3, с.8]. Последнее, по мнению Анкерсмита, есть результат расхождения истории и литературы, которое он рассматривает как  трагическое развитие обоих жанров. «В пустоте — а роман и история разошлись, — возникла традиция, которая в некотором смысле заполнила ее. Я имею в виду психоанализ. «…» Можно утверждать, что психоанализ устраняет дисбалансы между романами и историографией» [3, c.10]. Концепция Ф. Анкерсмита, хотя и вызывающая ряд возражений, тем не менее, находит свое подтверждение как в исторических исследованиях последних лет (обращение к несобытийной истории, например, к истории эмоций), так и в художественной литературе (например, роман Д. Томаса «Белый отель» или «Кларкенвельские рассказы» П. Акройда). Проблема истины в истории и литературе не исчерпывает круг вопросов, связанных с их взаимодействием в научном поле. Говоря о методологии истории, следует отметить неизбежность обращения к художественным текстам как к составной части объяснительной стратегии историка. Блестящим примером здесь может стать философский анализ русской революции, предпринятый Н.А. Бердяевым в работе «Духи русской революции», источниками для объяснения причин которой послужили произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Другим знаковым явлением в историографии следует назвать труд М. Оссовской «Рыцарь и буржуа», где на текстах европейских хроник и иных нарративов исследуется процесс формирования западной морали и этических принципов от Средневековья к Новому времени. Эта работа в значительной степени может объяснить тот ментальный разрыв, который свойственен бинарной оппозиции «Россия-Запад», в частности становится очевидным результат отсутствия в русской истории эпохи рыцарства, пришедшейся по времени на период татаро-монгольского ига. В данном случае рыцарский эпос, куртуазные романы стали для польской исследовательницы основными источниками сугубо академического повествования. Не менее органично художественные тексты вписываются в сочинение М.К. Любарт «Семья во французском обществе. XVIII–XX вв.». Перечень работ в области истории, культурной антропологии, интеллектуальной истории, где предпринят анализ и синтез текстов из сопредельных областей, может быть достаточно объемный и разнообразный. Исторической репрезентация, в которой присутствует художественный текст или которая полностью основана на художественном тексте, предполагает следование целому ряду методологических установок, что есть уже предмет методологии истории. При этом не утрачивает своего значения простой и ясный тезис В.Г. Белинского о том, что история показывает, что было, а литература  как было.
1. Анисимова А.Э. «Новый историзм»: Науковедческий анализ. М., 2010.
2. Новая литературная история Америки / под ред. Грейла Маркуса и Вернера Соллорса / пер. с англ. М., 2021.
3. Ankersmit F. Truth in Literature and History // Narrative. 2010. Vol. 18. No. 1.
4. Greenblatt S., Gallagher C. Practicing the New Historicism. L., Chicago: Univ. of Chicago Press, 2000.