Философские, логические, жанровые и стилистические особенности логических работ Феодора Продрома / Philosophical, Logical, Genre and Stylistic Features of Theodoros Prodromos' Logical Texts
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт, 9-я линия, В.О. 2/11, ауд. 120
2023-03-17
17:55 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Феодор Продром; Аристотель; Порфирий; категории
Аннотация. Данное выступление посвящено систематическому
рассмотрению логических идей византийского автора XII в. Феодора Продрома. Цель
доклада — представить философские, логические, жанровые и стилистические особенности тех его текстов, которые так или иначе
касаются логической проблематики.
Key words: Theodoros Prodromos; Aristotle; Porphyry; categories
Abstract. This presentation is devoted to a systematic review of the logical ideas of the 12th-century Byzantine author Theodoros Prodromos. The purpose of the talk is to present the philosophical, logical, genre and stylistic features of his texts on logical issues.
Тезисы
Данное выступление посвящено систематическому рассмотрению логических идей византийского автора XII в. Феодора Продрома (Θεόδωρος Πρόδρομος, 1100–1156/58). Цель доклада — представить философские, логические, жанровые и стилистические особенности тех его текстов, которые так или иначе касаются логической проблематики.
В первой части доклада я рассмотрю жанровые, стилистические, языковые и содержательные особенности диалога «Ксенедем, или Гласы» (Ξενέδημος ἢ Φωναί) в историко-литературоведческом и историко-логическом аспектах: в контексте византийской истории жанра платоновского диалога, в контексте комментариев к «Введению» Порфирия, а также в контексте влияния неоплатонической философии. Вторая часть доклада будет посвящена исследованию жанровых особенностей, языка, стиля и логического содержания трактата «О великом и малом» (Περὶ τοῦ μεγάλου καὶ τοῦ μικροῦ): будет представлена полемическая аргументация Продрома против Аристотеля и Порфирия против их решения вопроса отнесения понятий «великого» и «малого» к категории отношения. В третьей части доклада будут приведены некоторые фрагменты «Комментария ко второй книге “Второй Аналитики” Аристотеля» (Θεοδώρου τοῦ Προδρόμου παράφρασις εἰς τὸ ὕστερον τῶν ὑστέρων Ἀναλυτικῶν τοῦ Ἀριστοτέλους) и на их основе построен стилистический, жанровый и содержательный анализ текста.
В ходе доклада я попробую обосновать следующие тезисы:
1. Феодор Продром в логических работах преимущественно использует такие риторические и логические приемы как ирония, сведение к абсурду или противоречию, поиск определений через индукцию, постановку каверзных риторических вопросов, не требующих ответа. Излюбленной им стратегией ведения спора является метод апорий, парадоксов и сведения к абсурду.
2. Среди оригинальных логических приемов Феодора Продрома, с помощью которых он приходит к своим собственным логическим идеям и выводам (по крайней мере мне не удалось найти более ранние их прототипы), можно выделить прежде всего игру на автореференции отдельных понятий при попытке дать определение определению (что само по себе является автореферентной задачей).
3. На основе примеров из работ Феодора Продрома я предлагаю обосновать гипотезу, что в XII в. происходит сдвиг в осознании разных возможностей отнесения понятий к категориям: от аристотелевского и порфириева нестрогого отнесения — до продромовского строгого (взаимоисключающего), что уже в большей степени напоминает современную трактовку правил логического деления понятий в формальной логике и расходится с решениями Аристотеля, Порфирия и позднеантичных комментаторов.
4. Феодор Продром делает аристотелевскую логику предметом платоновского рассмотрения, отвечая Аристотелю с позиций философии Платона: «разыгрывая» свой комментарий к «Введению» Порфирия и «Категориям» Аристотеля в жанре платоновского диалога, он приходит к выводу о том, что все определения всех пяти предикабилий оставляют желать лучшего в связи с апориями, которые они порождают. Логическое содержание, упакованное в платоновскую форму изложения, дает интересное ощущение «литературности» предмета и диалектичности логики как интеллектуального проекта: логика не является универсальным знанием, ее природа принципиально диалогична, возможны ее вариации в некоторых частных вопросах.
В первой части доклада я рассмотрю жанровые, стилистические, языковые и содержательные особенности диалога «Ксенедем, или Гласы» (Ξενέδημος ἢ Φωναί) в историко-литературоведческом и историко-логическом аспектах: в контексте византийской истории жанра платоновского диалога, в контексте комментариев к «Введению» Порфирия, а также в контексте влияния неоплатонической философии. Вторая часть доклада будет посвящена исследованию жанровых особенностей, языка, стиля и логического содержания трактата «О великом и малом» (Περὶ τοῦ μεγάλου καὶ τοῦ μικροῦ): будет представлена полемическая аргументация Продрома против Аристотеля и Порфирия против их решения вопроса отнесения понятий «великого» и «малого» к категории отношения. В третьей части доклада будут приведены некоторые фрагменты «Комментария ко второй книге “Второй Аналитики” Аристотеля» (Θεοδώρου τοῦ Προδρόμου παράφρασις εἰς τὸ ὕστερον τῶν ὑστέρων Ἀναλυτικῶν τοῦ Ἀριστοτέλους) и на их основе построен стилистический, жанровый и содержательный анализ текста.
В ходе доклада я попробую обосновать следующие тезисы:
1. Феодор Продром в логических работах преимущественно использует такие риторические и логические приемы как ирония, сведение к абсурду или противоречию, поиск определений через индукцию, постановку каверзных риторических вопросов, не требующих ответа. Излюбленной им стратегией ведения спора является метод апорий, парадоксов и сведения к абсурду.
2. Среди оригинальных логических приемов Феодора Продрома, с помощью которых он приходит к своим собственным логическим идеям и выводам (по крайней мере мне не удалось найти более ранние их прототипы), можно выделить прежде всего игру на автореференции отдельных понятий при попытке дать определение определению (что само по себе является автореферентной задачей).
3. На основе примеров из работ Феодора Продрома я предлагаю обосновать гипотезу, что в XII в. происходит сдвиг в осознании разных возможностей отнесения понятий к категориям: от аристотелевского и порфириева нестрогого отнесения — до продромовского строгого (взаимоисключающего), что уже в большей степени напоминает современную трактовку правил логического деления понятий в формальной логике и расходится с решениями Аристотеля, Порфирия и позднеантичных комментаторов.
4. Феодор Продром делает аристотелевскую логику предметом платоновского рассмотрения, отвечая Аристотелю с позиций философии Платона: «разыгрывая» свой комментарий к «Введению» Порфирия и «Категориям» Аристотеля в жанре платоновского диалога, он приходит к выводу о том, что все определения всех пяти предикабилий оставляют желать лучшего в связи с апориями, которые они порождают. Логическое содержание, упакованное в платоновскую форму изложения, дает интересное ощущение «литературности» предмета и диалектичности логики как интеллектуального проекта: логика не является универсальным знанием, ее природа принципиально диалогична, возможны ее вариации в некоторых частных вопросах.
5. Продром на основе контрпримеров, которые он разбирает в «Ксенедеме» и в трактате «О великом и малом», подводит читателя к необходимости отличия двух уровней анализа: уровня языка-объекта и уровня метаязыка (смешивает род как вторую сущность и род как предикат категорий; на основании того, что видовые отличия есть частный случай отличия вообще, пытается предложить идею совпадения двух гласов: рода и видового отличия; тогда как Порфирий описывает существо процедуры определения, то Продром применяет процедуру определения к определению самой себя).
6. Традиция комментариев ко второй книге «Второй Аналитики» Аристотеля развивается как в позднеантичный, ранневизантийский, так и в средневизантийский периоды от комментариев Александра Афродисийского, Иоанна Филопона и Фемистия вплоть до комментариев Евстратия Никейского и Феодора Продрома в XII в. На примере продромовского комментария и его предыстории, я покажу, что греческая средневековая традиция комментирования второй книги «Второй Аналитики» не была чисто компилятивной и вторичной по отношению к текстам Аристотеля или текстам позднеантичных комментаторов.
Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции».