LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Нарратив как форма трансмиссии традиционной культурной информации

Виктория Алексеевна Черванёва
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Российский государственный гуманитарный университет

188
2023-03-15
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

мифологический нарратив; речевой жанр; композиционно-речевая форма

Тезисы

Доклад посвящен рассмотрению речевого механизма трансляции традиционной культурной информации в мифологическом рассказе, а именно будет рассмотрен информационно-коммуникативный потенциал композиционно-речевой формы нарратива. Исследователи устной мифологической прозы обратили внимание на противопоставленность прежде всего двух типов текста — сюжетных рассказов о каких-либо сверхъестественных явлениях и бессюжетных сообщений о верованиях, обычаях, ритуальных практиках и т. п. Под первыми обычно понимаются былички, под вторыми — поверья. Разграничиваются они по целому ряду критериев: по характеру композиционной структуры и сюжетно-мотивной организации, по коммуникативной ситуации бытования текста, по характеру субъектной организации (обобщение коллективного опыта в поверьях и рассказ о субъективном опыте взаимодействия с миром сверхъестественного в быличке). Экспликация текстов второго типа в естественных условиях существования традиции достаточно редкое явление – для этого требуется особая коммуникативная ситуация обучения, передачи опыта. Обилие поверий в сборниках мифологической прозы обусловлено, как правило, искусственным «возмущением» традиционной среды вторжением собирателя-чужака, своими вопросами провоцирующего возникновение текстов (рас)суждений. Текст, наиболее соответствующий традиционным условиям трансмиссии фольклорного знания, — сюжетный нарратив о каком-либо мифологическом явлении. Е.Е. Левкиевская, выделяя четыре разновидности речевых жанров (быличка, поверье, дидактическое высказывание, обращение к мифологическому персонажу), в которых реализуется мифологический текст-инвариант, определяет быличку (текст повествовательной формы) как основной жанр, а остальные три — как вторичные [Левкиевская 2006: 155]. С.Ю. Неклюдов солидарен с ней в определении сюжетного мифологического нарратива как первичной формы воплощения мифологического знания в традиции [Неклюдов 2013]. Как кажется, это не случайно. Информативный потенциал текста-повествования значительно выше, чем текста рассуждения или сообщения. Рассказать, как бывает и как следует поступать в той или иной ситуации, на примере конкретного случая — более убедительно и эффективно, чем просто сообщить инструкцию. Первичность и предпочтительность кодирования мифологической информации в форме сюжетного нарратива, наряду с другими факторами, может быть связано также и с тем, что тексты, передающие конкретную историю, изображающие действия в динамике, отражают более ранний этап развития речевого мышления, стоят ближе к реликтовым формам передачи информации по сравнению с текстами, сообщающими информацию в обобщенной логизированной форме. В докладе будут приведены примеры исследования проблемы речевого онтогенеза и филогенеза в психологии (Ж. Пиаже, И.А. Зимняя, И.Н. Горелов и К.Ф. Седов), а также результаты обобщения педагогического опыта по развитию речи дошкольников и детей младшего школьного возраста (Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, С. Френе, М. Монтессори, Дж. Родари, В.Я. Ляудис и И.П. Негурэ), которые свидетельствуют о том, что повествование — речевая форма, соответствующая начальному этапу формирования связной речи и наиболее легкая форма речи для восприятия. О том, что сюжетные тексты, передающие динамику события, первичны по отношению к дескриптивным, косвенно свидетельствуют исследования в области исторической поэтики фольклора (С.Ю. Неклюдов, Е.М. Мелетинский). Сама форма нарратива обладает свойством иконичности — как форма, наиболее соответствующая событию по своей структуре (такие элементы текста, как завязка, развитие действия, кульминация, развязка, отражают основные этапы события как такового), что также соотносится с такой характерной особенностью архаического мышления, как слитность, нерасчлененность слова и события, вещи и знака. Таким образом, передавая традиционное знание преимущественно в форме мифологического нарратива, традиция избирает наиболее простой и эффективный способы трансмиссии информации для самовоспроизведения во времени.
Литература
Левкиевская 2006 — Левкиевская Е.Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 150–213.
Неклюдов 2013 — Неклюдов С.Ю. Мифологическая проза: план содержания и план выражения // Материалы круглого стола «Народная мифологическая проза: новые методологические подходы» (ЦТСФ РГГУ, 20 марта 2013 г.) URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/mythological_prose_abstracts.pdf (дата обращения: 15.01.2023).