LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Реализация интегративных тестовых задний в старших классах общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ Adaptation of integrative test tasks at the general upper secondary school in preparation for the Unified State Exam

Сергей Анатольевич Рассказов
Докладчик
преподаватель
ООО “Скилбокс”

4-у
2023-03-14
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: Рассматривается вопрос применения интегративной методики обучения как основы для развития устной речи на английском языке при подготовке к единому государственному экзамену в общеобразовательной школе. Дается обоснование интегративных заданий. Показываются данные динамики развития у учащихся необходимых компетенций на иностранном языке.
Ключевые слова и фразы: интегративное тестирование; ЕГЭ; грамматические конструкции; лексика; фонематический слух.
The issue of applying an integrative teaching methodology as a basis for the development of oral speech in English in preparation for a unified state exam in a secondary school is considered. The substantiation of integrative tasks is given. The data of the dynamics of development of the necessary competencies in students in a foreign language are shown.
Key words and phrases: integrative testing, USE, grammatical constructions, vocabulary, phonemic awareness.

Тезисы

без публикации

Эффективная подготовка учащихся школ к сдаче государственных экзаменов является приоритетной задачей учителя. Многие учащиеся посещают дополнительные занятия у репетитора, что говорит о недостаточной эффективности школьного образования. На уроках иностранного языка это особенно актуально, ввиду того, что необходимые знания приобретаются средствами изучаемого языка, что вызывает дополнительные вопросы у учителей при реализации рабочих программ. Подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в общеобразовательной школе базируется на федеральном государственном стандарте, а также на примерной рабочей программе по английскому языку [Примерная рабочая программа 2022], в которой предъявляются определенные требования к знаниям навыкам и умениям. Развитие коммуникативной компетенции в школе представляет особую трудность, ввиду того, что зачастую в классе слишком много учеников и уделить внимание каждому довольно сложно. Отсюда возникает вопрос о выстраивании эффективной работы учителя таким образом, чтобы суметь в контексте школьного образования обеспечить необходимый уровень коммуникативной компетенции. В этом плане интегративный метод обучения позволяет улучшить качество обучения. По результатам первичного оценивания учащихся 11-х классов было выявлено, что большинство из них не могут употреблять бегло в речи необходимый грамматический минимум, необходимый для сдачи устной части экзамена. Выявлялись ошибки во временах группы “Simple” (Группа простых времен), что, по нашему мнению, не допустимо для сдающих ЕГЭ. Сюда мы отнесли и лексические ошибки, которые выражаются как в неточности устного применения тех или иных форм слов, так и незнание самих слов. Также было отмечено, что многие слова, а также грамматические конструкции находятся в так называемом пассивном словарном запасе. Поэтому мы приняли решение поставить в центре нашего интегративного метода — лексико-грамматический материал.  Развитие восприятия иноязычной речи, по нашему мнению, является необходимым условием при развитии коммуникативной компетенции. В этом плане фонетика играет значительную роль. Развитие фонематического иноязычного слуха является одной из трудностей при обучении говорению. Именно эта способность человека помогает воспринимать, различать и воспроизводить не смыслоразличительные фонетические свойства речи и смыслоразличительные свойства фонем. К тому же существует интонационный слух, который определяется, как способность различать интонацию и соотносить ее с интонационным инвариантом [1, с. 275]. Недостаточно развитый фонематический слух вызывает затруднения у учащихся в определении дифференциальных признаков фонем в разных позициях (долгие и краткие, закрытые и открытые гласные и т. п.). Актуальность нашего исследования заключается в том, что мы адаптировали метод интегративного тестирования для старшеклассников, сдающих ЕГЭ по английскому языку, и предлагаем структурированный алгоритм обучения на основе интегративного тестирования [Рассказов 2021: 8087], который заключается в поэтапном повторении грамматических конструкций, постепенного ввода в активный словарный запас новых слов и устойчивых выражений, а также развитие аудитивных навыков и умений. При этом, наряду с текстами на английском языке предлагаются тексты на русском языке, с целью развития ассоциаций при формировании собственной речи учащихся. Проверка усвоения материала осуществляется интегративно. Тестирование состоит из заданий на развитие навыков произношения, навыков аудирования и говорения. Причем основой для всего этого является какая-либо грамматическая тема, которая влияет на умение говорить правильно и правильно выражать свои мысли. Такое сочетание грамматики и фонетики, позволяет добиться понимания употребления той или иной грамматической конструкции. К тому же, необходимой частью подготовки являются задания на говорение из сборника ЕГЭ 2023. Данные тренировочные задания выполняются по правилам экзамена, после выполнение которых также идет тренировка в качестве свободной беседы в контексте выполненных заданий. Немаловажной частью подготовки учащихся является пересказ текстов на основе проработанного фонетического материала, грамматики. По сути, весь комплекс действий учителя проявляется в оценке и корректировке ошибок. Постепенно наращивая сложность предлагаемых текстов для тестирования, предполагается, что будет достигнут необходимый уровень коммуникативной компетенции для успешной сдачи устной части ЕГЭ. Оценивание происходит на основе имеющихся шкал оценивания, которые мы разработали ранее, и проводится каждые 10 тем. Таким образом, отслеживается динамика обучения, даются рекомендации для повторения тех или иных тем. Причем пройденные темы не исключаются из тестирования, а постоянно присутствуют. Такой подход позволяет не только проводить качественных контроль и обучение, но и повторять пройденный материал, который постепенно переходит в активную форму. Первичные результаты показывают, что учащиеся владеют устной речью более гибко. Количество ошибок в употреблении видовременных форм глагола в активном залоге сократилось по сравнению с началом обучения. У учащихся появилось осознанность выбора то и или иной формы слова.