Тема игры в «Пиковой даме» А.С. Пушкина и русская литература XIX века
Хуэйминь Чжан
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 188
2023-03-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Аннотация: Статья посвящена влиянию повести «Пиковая
дама» А.С. Пушкина на поэтику русской литературы XIX в. В
статье анализируются мотивы искушение,
выигрыш и проигрыш, судьба, а также образы образы двойников, возлюбленных и шулеров.
Ключевые слова: мотив карточной игры; русская литература XIX века; поэтика; Пушкин; Пиковая дама
Abstract: The article is devoted to the influence of the story "The Queen of Spades" by A.S. Pushkin on the poetics of Russian literature of the XIX century. The article analyzes the motives of temptation, winning and losing, fate, as well as images of doppelgangers, lovers, and cheaters.
Key words: card game motif; Russian literature of the 19th century; poetics; Pushkin; The Queen of Spades
Ключевые слова: мотив карточной игры; русская литература XIX века; поэтика; Пушкин; Пиковая дама
Abstract: The article is devoted to the influence of the story "The Queen of Spades" by A.S. Pushkin on the poetics of Russian literature of the XIX century. The article analyzes the motives of temptation, winning and losing, fate, as well as images of doppelgangers, lovers, and cheaters.
Key words: card game motif; Russian literature of the 19th century; poetics; Pushkin; The Queen of Spades
Тезисы
Тема игры, прежде всего, карточной игры получила широкое распространение в русской литературе,
причем она приобрела популярность после публикации пушкинской повести «Пиковая дама». В докладе
анализируются «Маскарад», «Герой нашего времени» и «Штосс» М.Ю. Лермонтова,
«Игроки» Н.В. Гоголя, «Мартингал» В.Ф. Одоевского, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого,
«Винт» А.П. Чехова, «Большой шлем» Л.Н. Андреева.
В данных произведениях выявляются черты и мотивы,
характерные для «Пиковой дамы», и определяется степень влияния повести на
поэтику, стилистику и мотивы анализируемых произведений. В докладе
рассматриваются мотивы искушение, выигрыш и
проигрыш, судьба, а также образы двойников,
возлюбленных и шулеров. Хотя сюжеты, персонажи, смыслы произведений могут меняться,
общие характерные черты прослеживаются у всех "игровых" произведений, и они ведут
свое происхождение от «Пиковой дамы». Парадигмальность личности и творчества Пушкина для русской культуры делает тему исследования актуальной и в XXI в. Вся русская литература от XIX в. до сегодняшних дней является продолжательницей пушкинской традиции и заключает в себе те или иные черты произведений Пушкина. Результаты данного исследования помогут лучше понять эволюцию русской «игровой» литературы.
В докладе посредством анализа произведений русской «игровой» литературы XIX в. исследуется роль, которую в формировании поэтики этого типа произведений играла повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама». В исследовании в типологической последовательности проводится анализ таких произведений, как «Маскарад», «Герой нашего времени» и «Штосс» М.Ю. Лермонтова, «Игроки» Н.В. Гоголя, «Война и мир» и «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого, «Мартингал» В.Ф. Одоевского, «Большой шлем» Л.Н. Андреева, «Винт» А.П. Чехова.
В повести «Пиковая дама» присутствует ряд мотивов, которые перешли и в другие произведения русской классики. Следует выделить такие мотивы, как искушение, выигрыш и проигрыш и судьба. Мотив искушения появляется уже в первых главах «Пиковой дамы», Стремление во что бы то ни стало узнать тайну трех карт Пушкин использует как метафору искушения и азарта карточной игры.
Через мотив искушения карточные игры, достаточно характерные для русского дворянского быта XIX века, превращаются у Пушкина и в целом в русской литературе в экстраординарное событие, связанное с моральным выбором главного героя.
Вслед за мотивом искушения следует мотив выигрыша и проигрыша. Большинство героев начинает играть ради получения чего бы то ни было в качестве выигрыша, что в целом характерно для азартных игр (важно отметить, что коммерческие игры, описанные у Одоевского, Чехова и Толстого («Хаджи-Мурат», сцена игры в доме Воронцова) не имеют данного характерного признака).
Чаще всего этот выигрыш воспринимается как нечто судьбоносное, способное изменить жизнь героя: чем больше куш, тем сильнее искушение. Это богатство могло бы изменить его жизнь и социальный статус.
Говоря о случайности выигрыша и неизбежности смерти, мы подходим к, возможно, самому частому мотиву, характерному для «игровых» произведений — мотиву судьбы, высших сил и потустороннего мира, «катастрофичности для человека мистического опыта». Азартная игра как попытка бросить вызов судьбе, то есть вызвать на поединок потусторонние силы, появляется именно у Пушкина.
Можно утверждать, что в игровых произведениях русской литературы присутствует сильное влияние поэтики «Пиковой дамы» Пушкина. Писатель задал не только определенные стандарты, но и в целом популяризовал игровую тему в русской литературе.
«Пиковую даму», как и «Евгения Онегина», в некоторой степени можно назвать «энциклопедией русской жизни», современной Пушкину, когда азартные игры были крайне популярным времяпрепровождением. К теме игры, как одной из характерных для русского общества XIX века, обращались многие писатели, и все они в той или иной степени переосмысляли «Пиковую даму». В некоторых случаях мы можем видеть достаточно точное повторение пушкинских сюжетов («Штосс»), в некоторых — пародию («Игроки»,«Мартингал»), в более поздних произведениях — глубокое переосмысление пушкинских мотивов и стилистики («Игрок»,«Большой шлем»).
Поэтика «Пиковой дамы», например, эпитеты, связанные с мистической характеристикой карт и в целом азартных игр, мотив судьбы, метафора с отказом от любовной страсти ради страсти азарта, система двойников — переходит из произведения в произведение на протяжении всего XIX в. Хотя сюжеты, персонажи, смыслы произведений могут изменяться, общие характерные черты прослеживаются у всех игровых произведений, и ведут свое происхождение они от «Пиковой дамы» Пушкина.