К вопросу о возможных параллелях в ритуальной практике: «стена как плоская мембрана» Дэвида Льюис-Уильямса и игра в «секретики»./On Possible Parallels of Ritual Practice. David Lewis-Williams on the ‘wall as 2d membrane’ and game of secrets.
Дмитрий Александрович Браткин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Константиновна Михельсон
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2023-03-16
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Когнитивистика; ритуалистика; Льюис-Уильямс; париетальная живопись; секретики
Cognitive studies; Ritual studies; David Lewis-Williams; parietal cave art; game of secrets
В докладе ставится вопрос о возможности истолкования современной (вторая половина ХХ века–начало XXI в.) детской игры в «секретики» в контексте предложенной Дэвидом Льюис-Уильямсом системы трактовок неолитического париетального искусства как проекции трехмерных образов, находящихся по ту сторону стены, на ее поверхность как своего рода плоскую мембрану. Эти параллели, как полагают соавторы, возможны и оправданны в контексте когнитивистского и ритуалистского методологического подхода.
Cognitive studies; Ritual studies; David Lewis-Williams; parietal cave art; game of secrets
В докладе ставится вопрос о возможности истолкования современной (вторая половина ХХ века–начало XXI в.) детской игры в «секретики» в контексте предложенной Дэвидом Льюис-Уильямсом системы трактовок неолитического париетального искусства как проекции трехмерных образов, находящихся по ту сторону стены, на ее поверхность как своего рода плоскую мембрану. Эти параллели, как полагают соавторы, возможны и оправданны в контексте когнитивистского и ритуалистского методологического подхода.
Тезисы
Публикация не предусмотрена
1. В последние десятилетия ХХ века
оформилась новая исследовательская парадигма, получившая название когнитивной и
породившая целый ряд междисциплинарных подходов на стыке «старых» академических
гуманитарных дисциплин с одной стороны, и эволюционизма, антропологии и
нейронауки – с другой. В число этих подходов, постепенно выделившихся в
самостоятельные научные направления, входит и когнитивное религиоведение (наиболее
подробный обзор на русском языке см.: [Шахнович 2013]).
Возникнув поколением раньше когнитивного религиоведения, ритуалистика (Ritual Studies) стала одной из важных областей когнитивного религиоведения и
предельно пластичным исследовательским подходом, позволяющим изучать как живые феномены
, доступные непосредственному этнографическому полевому наблюдению, так и
отдаленные от нас во времени, в частности, относящиеся к архаике и древности (например,
применительно к раннему христианству см. [Uro 2016]), а также
проводить диахронные исследования на более широком этнографическом и
культурологическом материале (см., в частности, [Grimes 2014]).
Одним из важных выводов, прямо вытекающих из такого подхода, следует счесть
представление о том, что существуют определенного рода ритуалистические
универсалии, объясняющиеся общими когнитивными причинами, порождаемые общими
схемами мышления и проявляющиеся в схожих ситуациях. Эти универсалии могут по-разному
проявляться в различных культурах, и за тем, что иному наблюдателю может
показаться случайным сходством двух изолированных практик или феноменов, в
действительности следует предполагать наличие той или иной действующей
универсальной модели. Это заставляет нас со всем возможным вниманием относиться
к таким параллелям, особенно в тех случаях, когда прямое заимствование
представляется невозможным и маловероятным.
2.
На рубеже ХХI века отечественная фольклористика
обратила внимание на детскую игру в «секреты»/«секретики» [Адоньева 2001].
Современные интерпретации этой игры включают в себя довольно сложные объяснения
психологического и даже психоаналитического уровня [Адоньева
2022:83-107]. Секретик оказывается бриколажем, обретающим ценность и
целостность посредством (1) экрана – плоского куска стекла, отгораживающего
заглубленную ямку, заполненную теми или иными предметами, (2) сокрытия этого
экрана в земле, (3) мануальными манипуляциями, сопровождающими создание
секретика и его демонстрацию и (4) использование секретика для создание индивидуальных
и коллективных психологических состояний – чувства комфорта, удовольствия,
дружбы и т.п. С. Б. Адоньева справедливо сопоставляет общую практику данной
детской игры с другими, типологически близкими ей – игрой в клады и игровые
похороны. Параллель же с похоронами выводит интерпретацию этой игры на широкое
поле общеритуалистического и общекогнитивного исследования.
3.
Подобные интерпретации современного и, казалось бы, вполне изолированной
фольклорного феномена заставляют вспомнить о предложенной Дэвидом
Льюис-Уильямсом и Жаном Клоттом интерпретации палеолитических париетальных
изображений, прежде всего, Пиренейского региона. Льюис-Уильямс, начав с
исследования живой практики исследования койсанских наскальных рисунков (см. [Lewis-Williams 2002a]), показал, что нанесенные на поверхность камня фигуры не
оказываются полностью двумерными: они зачастую появляются из трещин и
скрываются в них, а также обыгрывают неровности стены. Сходные черты были
обнаружены им и в палеолитической живописи – ее создание, согласно его
интерпретации, было связано с восприятием вертикальной твердой поверхности как
двумерной мембраны, на поверхность которой проецируются трехмерные образы,
скрывающиеся внутри стены, и наблюдаемые самими создателями живописных
изображений энтоптические феномены, сопровождающие коллективные и инициационные
ритуалы, подразумевающие индуцированные измененные состояния сознания, в ходе
которых нанесение негативных отпечатков ладоней отражало соприкосновение с
мембраной и через это – слияние с наблюдаемыми образами ([Clottes; Lewis-Williams 1998] ([Lewis-Williams, 2002b] [Lewis-Williams,
2005]). В этом описании трудно не заметить перечисленные выше
характерные типологические черты игры в секретики (плоский экран-мембрана,
преобразующий сокрытое в толще грунта трехмерное пространство, создающее
образы; мануальный контакт с образами; психологическая составляющая игры;
социальные связи, образующиеся в ее ходе и т.п.), и это, как мне
представляется, позволяет – mutatis mutandis –
увидеть стоящие за игрой в секретики возможные ритуалистические универсалии
общеантропологического порядка.
Адоньева 2001 – Адоньева, С. Б. Категории ненастоящего времени. СПб: Петербургское востоковедение. Адоньева 2022 –
Адоньева, С. Б. Дух народа и другие духи. М./СПб.: «Т8 издательские технологии» / «Пальмира».
Шахнович 2013 – Шахнович, М. М. Когнитивная наука и исследование религии // Государство. Религия. Церковь. 2013. № 3 (31). С. 32-62.
Clottes; Lewis-Williams 1998 – Clottes, Jean; Lewis-Williams, David. The Shamans of prehistory: trance and magic in the painted caves. New York: Harry N. Adams Inc., Grimes 2014 – Grimes, Ronald L. The Craft of Ritual Studies. Oxford: OUP.
Lewis-Williams 2002a – Lewis-Williams, David. A cosmos in stone: interpreting religion and society through rock art. Walnut Creek, CA: Altamira Press.
Lewis-Williams 2002b – Lewis-Williams, David. The Mind in the Cave. Consciousness and the Origins of Art. London: Thames and Hudson.
Lewis-Williams 2005 – Lewis-Williams, David. Inside the Neolithic Mind. Consciousness, Cosmos and the Realm of Gods. London: Thames and Hudson. Uro 2016 – Uro, Risto. Ritual and Christian Beginnings. A Socio-Cognitive Analysis. Oxford: OUP.
Адоньева 2001 – Адоньева, С. Б. Категории ненастоящего времени. СПб: Петербургское востоковедение. Адоньева 2022 –
Адоньева, С. Б. Дух народа и другие духи. М./СПб.: «Т8 издательские технологии» / «Пальмира».
Шахнович 2013 – Шахнович, М. М. Когнитивная наука и исследование религии // Государство. Религия. Церковь. 2013. № 3 (31). С. 32-62.
Clottes; Lewis-Williams 1998 – Clottes, Jean; Lewis-Williams, David. The Shamans of prehistory: trance and magic in the painted caves. New York: Harry N. Adams Inc., Grimes 2014 – Grimes, Ronald L. The Craft of Ritual Studies. Oxford: OUP.
Lewis-Williams 2002a – Lewis-Williams, David. A cosmos in stone: interpreting religion and society through rock art. Walnut Creek, CA: Altamira Press.
Lewis-Williams 2002b – Lewis-Williams, David. The Mind in the Cave. Consciousness and the Origins of Art. London: Thames and Hudson.
Lewis-Williams 2005 – Lewis-Williams, David. Inside the Neolithic Mind. Consciousness, Cosmos and the Realm of Gods. London: Thames and Hudson. Uro 2016 – Uro, Risto. Ritual and Christian Beginnings. A Socio-Cognitive Analysis. Oxford: OUP.