«Учуся в истине блаженство находить…». Когнитивные векторы концепта ИСТИНА в лирике А.С.Пушкина
Елена Вячеславовна Лабынцева
Докладчик
профессор
Международная Славянская Академия
Международная Славянская Академия
204
2023-03-16
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Когнитивная
лингвистика; концепт; концептум; фрейм; слот
Аннотация: В докладе представлена когнитивно-лингвистическая реконструкция концепта ИСТИНА в лирике А.С.Пушкина. Рассмотрены составляющие концепта и основные смысловые векторы раскрыти концепта(фреймы и слоты) в индивидуально-авторской художественной системе поэта. Также выведено интерпретационное определение концептума, позволяющее определить место концепта ИСТИНА в лингво-когнитивной структуре мышления гения русской литературы.
Cognitive Linguistics; concept; concept; frame; slot
The report presents a cognitive-linguistic reconstruction of the concept of TRUTH in the lyrics of A.S. Pushkin. The components of the concept and the main semantic vectors of the concept disclosure (frames and slots) in the individual author's artistic system of the poet are considered. An interpretive definition of the concept is also derived, which makes it possible to determine the place of the concept TRUTH in the linguo-cognitive s
Аннотация: В докладе представлена когнитивно-лингвистическая реконструкция концепта ИСТИНА в лирике А.С.Пушкина. Рассмотрены составляющие концепта и основные смысловые векторы раскрыти концепта(фреймы и слоты) в индивидуально-авторской художественной системе поэта. Также выведено интерпретационное определение концептума, позволяющее определить место концепта ИСТИНА в лингво-когнитивной структуре мышления гения русской литературы.
Cognitive Linguistics; concept; concept; frame; slot
The report presents a cognitive-linguistic reconstruction of the concept of TRUTH in the lyrics of A.S. Pushkin. The components of the concept and the main semantic vectors of the concept disclosure (frames and slots) in the individual author's artistic system of the poet are considered. An interpretive definition of the concept is also derived, which makes it possible to determine the place of the concept TRUTH in the linguo-cognitive s
Тезисы
Изучение
поэтического текста в лингво-когнитивном
аспекте открывает возможность изучения
и описания концептосферы языковой
личности поэта. Это позволяет выявить
процесс порождения индивидуально-авторских
смыслов и его составляющих, восходящих
к актуализации первообраза,
являющегося смысловым актантом, задающим
движение мысли
[Лабынцева 1997: 123].
Концепт как одна из основных единиц
когнитивной лингвистики задает
многовекторную структуру, обозначая
проявленную мерцающую сеть смысловых
отношений
в пересечении множественных линий
сознания, позволяющих проявить актуальные
авторские смыслы.
Для
данного исследования важно отметить
вектор понимания концепта, который
отметил
в своих исследованиях В.В. Колесов:
«Концепт представляет собой сущность
общенародного подсознательного,
выраженного вербально, в словах и
грамматических формах родного языка»
[Колесов 2012: 1], так как мы обращаемся к
концепту ИСТИНА,
определяющему подлинный мир, постигаемый
для жизни, концепту, в своем составе
имеющем значение подлинный и сущий.
Концепты,
проявленные в лирике гения русской
поэзии А.С. Пушкина, призваны показать
русскому человеку, к чему он действенно
предназначен, какие глубины и высоты
зовут его, какою духовною мудростью и
художественною красотою он формирует
идеалы человечества.
Реконструируя
в исследовании лингво-когнитивную
систему
проявленного в лирике А.С. Пушкина
концепта ИСТИНА, обращаясь к образу,
символу и понятию, к развитию семантической
доминанты концептума в стихотворных
текстах, актуализацией которых являются
множественные проявленные векторы
когнитивной развертки, выделяем основные
семантические ряды: ИСТИНА – ПОДЛИННОЕ
- НАСТОЯЩЕЕ – ДОЛЖНОЕ. Данные ряды
использованы для выборки текстов из
корпуса лирических произведений поэта.
Основой
для более развернутого исследования
концепта послужили архаичные значения,
которые дали возможность проявлению
его
интерпретационного
определения. Например, корень слова
«Истый» — корневая основа которого
стъ-
восходит к др.-русск. языку, позволяет
описать лингво-когнитивный векторы:
1.
/Стоять в истине/Пребывая в вещественном
мире, принадлежать в поступках и суждениях
иному, существенному миру/Не от мира
сего/Блаженство/Вдохновение («Поэт»,
«Певец», «В степи мирской, печальной и
безбрежной»
и др.).
2.
/Направить на путь истинный/Свободная
душа/Самостоянье человека/Человечество/Справедливость
(«Пророк», «Памятник», «Деревня» и др.).
Именно
старшие значения — «то, что есть» — позволяют рассмотреть:
ПОДЛИННОЕ
как проявленное, как эмоционально-чувственный
комплекс, наполняющий содержание
концепта
человеческими
переживаниями
(«К ней», «Поэт и толпа», «Герой» и др.).
НАСТОЯЩЕЕ
декларирует константы межличностных
отношений, которые формируются
пространственно-временными экспонентами:
путешествия, ссылки, поездки, встречи
(«19 октября 1827 года», «Вновь я посетил»,
«Свободы сеятель пустынный» и др.).
ДОЛЖНОЕ
осуществляет морально-этический
комплекс, к которому восходит поэт через
все события жизни («Отцы пустынники и
жены непорочны», «Клеветникам России»,
«К Чаадаеву» и т. д.).
В
процессе
реконструирования возможного и
актуального проявленного смыслосодержащего
комплекса концептума также рассмотрены
художественные
образы, позволившие обозначить
встроенность концепта ИСТИНА
в
систему идеальных компонентов русской
культуры, в основе которой лежит судьба
духа и её ответы на эпохальные вызовы.
Например, символический вектор ИСТИНА
— ДОСТИГАТЬ ЦЕЛИ включает
в себя образы концепта: ГЛАГОЛИТЬ ИСТИНУ — «Глаголом жги сердца людей!» («Пророк»)
и т. д.
Центром
реконструкции концепта выбрана строфа
из стихотворения «Деревня»: «Я здесь,
от суетных оков освобожденный, Учуся в
истине блаженство находить, Свободною
душой закон боготворить».
Образно-смысловая
цепочка строфы: Я ЗДЕСЬ — ОСВОБОЖДЕННЫЙ — В ИСТИНЕ — БЛАЖЕНСТВО — СВОБОДНОЮ
ДУШОЙ, — рассмотренная с точки зрения
фреймовой-слотовой
структуры ОБРАЩЕНИЯ (Я
— БОГ)
позволила
установить и выразить ценностное
содержание концепта: БОГОТВОРИТЬ
ЗАКОН. Также определить и условия
постижения ИСТИНЫ: ЗДЕСЬ
— на
земле УЧУСЬ (повторено
8 раз) в связи с антонимической парой — ВЕЗДЕ — в
мире НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ (повторено
3 раза) совместно с дважды проявленной
СВОБОДОЙ утверждает необходимость
духоподъемного подвига в отношении
человеческого предназначения.
Через
БЛАЖЕНСТВО и ВИТИЙСТВА ГРОЗНЫЙ ДАР,
(ВИТИЙСТВО когнитивный вектор ПЕВЕЦ-ПРОРОК
с отсылкой к будущему подтверждению
заданного концептом и реализованного
в одноимённом стихотворении), которого
поэт добивается, в котором сливается
Божественная энергия и энергия человека,
не противопоставляемые друг другу, а
находящиеся во взаимодействии,
утверждается благодарность Творцу за
дар жизни. И это сакральное движение
человеческого сердца подвигает его к
СО-творчеству.
Пушкин
учит Россию видеть ИСТИНУ Бога, и этим
видением он манифестирует мощное
противостояние, противление гибели
человечества из-за собственного
невежества и эгоизма. Только так, через
САМОСТОЯНИЕ (концепт, проявившийся в
черновом варианте к стихотворению «Два
чувства дивно близки нам») человек
обретает свою уникальность и реализует
смысл собственного бытия. Происходит
осияние светом Божественного величия,
происходит спасение не только самого
поэта, но и всего ОТЕЧЕСТВА: «И над
отечеством свободы просвещённой Взойдет
ли наконец прекрасная заря?»
Литература:
Литература:
- В.В.Колесов. Концептология: учебное пособие// В.В.Колесов М.В.Пименова; Кемеров. Гос.ун-т. — Кемерово: КемГУ, 2012. — 248с. — (Концептуальные исследования, вып.16). С. 1.
- Лабынцева Е.В. Актуализация эстетической значимости в акте ассоциативного моделирования художественного высказывания. Доклад на научной конференции «Проблемы лингво-стилистического анализа текста. — Соликамск 1997. С. 123.