LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Поэтическая этнография XVIII в.: на примере изображения народов Сибири / Poetic ethnography of the XVIIIth century: the case of Siberian indigenous peoples

Артём Евгеньевич Трофимов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2023-03-15
19:30 - 20:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Сибирь; XVIII в.; коренные народы; колониализм.

В докладе анализируются причины обращения к образам коренных народов Сибири в русской литературе XVIII в. Исследование проводится на материале как художественных жанров, так и нехудожественных текстов. В результате исследования планируется представить, как и почему сибирские аборигены изображались в русской литературе XVIII в. страшными, смешными и естественными людьми.

Keywords: Siberia; XVIIIth century; indigenous peoples; colonialism.

The paper is dedicated to the reasons of use of the image of Siberian indigenous peoples in Russian literature of the XVIIIth century. The research is based on the material of both fictional and non-fictional texts. As a result of the research, the reasons of depicting Siberian aborigines as terrible, laughable and natural people will be revealed.

Тезисы

Бурный экономический рост и стремительная европеизация России в первой трети XVIII в. обусловили интенцию российских интеллектуальных элит к усвоению не только новейших технических и научных достижений, но и культурно-семиотического языка Западной Европы. Одной из магистральных культурных тенденций западноевропейской цивилизации в начале столетия была своеобразная «мода» на освоение территорий, находившихся за пределами европейской ойкумены, в первую очередь — стран Востока, Африки и Америки. Колониальный тренд XVIII в., являвшийся для Запада прямым продолжением и завершением эпохи Великих географических открытий, нашёл отражение и в русском политическом дискурсе исследуемой эпохи. В свою очередь, аналогом изобретённому европейцами «Новому свету» в российских реалиях стали земли северо-востока Евразийского континента — Сибирь и Дальний Восток.
Несмотря на то что хронология освоения Сибири русскими людьми ведёт отсчёт ещё с периода Московского царства, именно XVIII век стал поворотным в истории открытия этих земель. Одновременно с европейской культурой в зарождающуюся империю приходит и научная мысль. Проникновение науки европейского образца в Россию способствовало организации нового типа поездок в иные края — географических экспедиций (в противовес доминировавшим на Древней Руси паломничествам и купеческим хождениям). Своеобразным «полигоном» для новых открытий стали земли северо-восточной Евразии. Достаточно вспомнить Первую (1725–1729 гг.) и Вторую (1733–1743 гг.) камчатские экспедиции, плавания В.Я. Чичагова (1765–1766 гг.), походы П.С. Палласа (17681774 гг.), проект Северного морского пути М.В. Ломоносова, исторические сочинения о Сибири Георга Миллера и др. — чтобы понять исключительную роль осваиваемых территорий для научной мысли России XVIII века.
В сочинениях исследователей и путешественников этой эпохи немаловажное место при создании комплексного образа северо-восточных пределов России отводилось описанию народов, населяющих осваиваемые территории. Без рассказа о внешности, быте, нравах и обычаев тунгусов, самоедов, якутов, сибирских татар, камчадалов и многих других коренных жителей Сибири не обходился ни один труд, даже посвящённый природе или истории региона, не говоря уже о том, что именно сибирским народам была посвящена первая русская научная книга по этнографии — «Краткое описание о народе остяцком», изданная миссионером Г.И. Новицким в 1715 г. В то же время свой образ коренных жителей Сибири, возникший отчасти благодаря их научному представлению, являла и художественная литература XVIII века. Упоминания сибирских аборигенов присутствуют в торжественных одах Ломоносова и Сумарокова, баснях Хемницера и Капниста, драматическом творчестве Екатерины II и даже трактатах по стихосложению. В то же время нельзя сказать, что художественный образ малых народов Севера в точности строится на их научном описании.
Целью настоящего доклада является представление разных способов изображения сибирских народов в русской литературе XVIII в. В качестве материала для исследования были избраны сочинения как художественной, так и нехудожественной природы — с целью показать сходства и различия функционирования образа народов Севера в разных жанрах официального дискурса XVIII в.
В докладе будут рассмотрены четыре способа представления аборигенов Сибири в русском колониальном дискурсе XVIII в. Прежде всего, сибирские народы нередко воспринимались и изображались для русских путешественников пугающими. Так, в «Описании земли Камчатки» С.П. Крашенинникова, «Кратком описании о народе остяцком» Г.И. Новицкого, путевых дневниках Г.И. Шелихова и др. подчёркивалась жестокость и кровожадность обычаев местного населения, жуткость их песен, общее пугающее впечатление от их внешнего вида. Кроме того, авторы текстов нередко стремились вызвать отторжение читателя, изображая царящие в поселениях грязь и зловоние. С другой стороны, северные аборигены часто становились объектом насмешек в сатирических произведениях, каковыми являлись сатиры Кантемира, басни Хемницера, комедии Екатерины II. Высмеиванию подвергались ровно те же характерные черты: нечистоплотность, языческие верования и обряды, незнание основ поведения в цивилизованном обществе. Такое амбивалентное изображение сибирских народов показывает, насколько тонка грань между смешным и страшным в колониальном дискурсе, сосредоточенном на изображении иных, нецивилизованных форм человеческого существования. В то же время во второй половине XVIII в. поэтический вымысел авторов нередко рисовал аборигенов Сибири как людей идеальных, представителей «золотого века» человеческой истории, находящихся в полной гармонии с природой и являющихся носителями высокой нравственности.
Как и во многих западноевропейских культурах Нового времени, в русской культуре XVIII в. изображение народов осваиваемых территорий имело ряд определённых функций. Прежде всего, явный экзотизм в описании внешности, быта, традиций аборигенного населения призван был подчеркнуть их отличие от привычных этических норм европейской культуры. В то же время, изображая нарочитую первобытность аборигенов, западноевропейские авторы представляли свою собственную культуру как противопоставленную первобытной, то есть принадлежащую к цивилизованному миру. Вероятно, не отдавая себе в этом отчёта, русские авторы XVIII в., описывая дикие нравы народов Сибири, стремились продемонстрировать, что сознание высших слоёв населения молодой империи усвоило базис европейской этики и что русские имеют право войти в семью цивилизованных европейских народов.