LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Телеутская просодия в восприятии носителей языка

Елена Александровна Шестера
Докладчик
преподаватель
Новосибирский государственный технический университет

152_ОНЛАЙН
2023-03-16
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Tелеутский язык; восприятие; акустика речи; просодия.
Акустические корреляты словесной просодии телеутского языка изучаются в сопоставлении с восприятием словесного ударения носителями языка. С целью определить релевантный для телеутского акустический параметр ударения в гласных бисиллабов анализировались интенсивность (дБ), длительность (мс, СДЗ, ОДГ в %), частота основного тона (далее ЧОТ) (Гц), движение тона на отдельных слогах, мелодический контур слов. Звучащая речь обрабатывалась в компьютерной программе Praat. В результате эксперимента было установлено, что телеутское ударение носит необязательный слабоцентрированный характер.

Тезисы

Рассматривается природа словесного ударения в телеутском языке с точки зрения восприятия носителей языка. Анализируются акустические параметры просодии и восприятие ударения следующих сорока пяти двусложных словоформ: ада ‘имя’, ача ‘брат’, jалбақ ‘широкий’, jаны ‘новый’, изир ‘будет нагреваться’, кебе ‘облик’, кече ‘вчера’, кӱзӱрт ‘гроза’, қалық ‘народ’, қызыл ‘красный’, оро ‘яма’, ортон ‘средний’, табақ ‘чашка’, таӊда ‘завтра’, толық ‘угол’. Данные словоформы были произнесены тремя дикторами, носителями телеутского языка, проживающими в с. Беково Беловского района Кемеровской области. По данным переписи 2010 г., говорит на телеутском языке 1 892 чел. из общего числа телеутов в 2650 чел.     С целью определить релевантный для телеутского акустический параметр ударения в гласных бисиллабов анализировались интенсивность (дБ), длительность (мс, СДЗ, ОДГ в %), частота основного тона (далее ЧОТ) (Гц), движение тона на отдельных слогах, мелодический контур слов. Звучащая речь обрабатывалась в компьютерной программе Praat. Для установления релевантного акустического параметра телеутского ударения был проведен эксперимент с участием носителей языка. Эксперимент заключался в следующем: не сообщая о предварительных результатах нашего исследования, мы просили каждого аудитора в индивидуальном порядке прослушать в записи анализируемые словоформы. Несмотря на зафиксированную разницу дикторских реализаций просодии словоформ, носители языка почти единогласно утверждали, что ударение приходится на последний слог (см. Приложение 1). Согласно анализу просодии сорока пяти произнесений двусложных словоформ трех дикторов, акустически второй слог выделялся разными параметрами и непостоянно: 1) в двадцати шести произнесениях второй слог был более длительным, 2) в двадцати трех случаях на него приходился максимум ЧОТ, 3) в четырнадцати произнесениях на втором слоге была выше величина интенсивности (см. Приложение 2). То есть примерно лишь в половине произнесений мы видим акустическую реализацию ударения на втором слоге. Может быть, важно направление движения тона на втором гласном, поскольку он воспринимается как ударный, независимо от нахождения максимума ЧОТ? Действительно, повышение ЧОТ на втором слоге встречалось чаще, чем понижение, но тоже не всегда – в двадцати восьми произнесениях. А нисходяще-восходящий рисунок словесной просодии наблюдался в двадцати пяти произнесениях. То есть приблизительно в половине анализируемого материала. Однако если рассмотреть данную тенденцию более широко, то окажется, что второй слог воспринимается как ударный при реализации нисходяще-восходящей словесной просодии (независимо от нахождения максимума ЧОТ), нисходяще-восходяще-нисходящей или восходящей просодии (но с пиком ЧОТ на втором слоге в обоих случаях) – тридцать три произнесения. На втором слоге отмечается повышение тона и\или его максимум. Таким образом, можно сделать вывод о преимущественно тональной природе ударения телеутского языка – повышении тона. Данный вывод частично согласуется с исследованием характера ударения алтайского языка: в отличие от алтайского, в котором ударение квалифицируется как музыкальное восходящее с максимумом ЧОТ на финальном слоге [Баданова 2011: 213–220], в телеутском большую роль играет просодический контур слова. Если такое движение тона не наблюдается, но тем не менее второй слог воспринимается как ударный, то, согласно полученным результатам, на данном слоге длительность гласного превышает длительность гласного первого слога (девять произнесений из двенадцати). Возможно, имеет место влияние русского языка, в окружении которого находится малочисленный бесписьменный вымирающий телеутский. В русском языке параметр длительности квалифицируется как основной в  ударном слоге [Николаева 1977: 51]. Но как объяснить существование двух произнесений, которые воспринимаются с ударением на втором слоге всеми аудиторами (д.3: қызыл ‘красный’ и д.2: ортон ‘средний’), что акустически никак не подтверждается? Возможно, здесь мы имеем дело с аудиторским ожиданием и аудиторской поправкой. Американский исследователь Дж. Пьерхумберт установила на материале повествовательных предложений американского варианта английского языка, что восприятие понижения основного тона аудиторами и акустические параметры могут не совпадать благодаря ожидаемому нисходящему контуру [Pierrehumbert 1979]. Таким образом, согласно эксперименту Дж. Пьерхумберт, аудиторы могут слышать такую просодию, которую они ожидают услышать, а не реальную акустическую информацию. «Процесс восприятия всегда идет «сверху вниз» – от распознавания признаков наиболее крупных единиц и составления обобщенной картины высказывания к ее конкретизации…» [Касевич 1983: 220], то есть носители языка опираются не на реальные просодические маркеры при выделении слова в речевом потоке, а на некие модели, которые существуют в сознании носителей языка. Вероятно, распознавание в речи слов сингармонического телеутского языка опирается не только на первый слог, но и последний – находящийся перед границей слова, которая является сигналом настройки восприятия и порождения следующего слова. Итак, телеутское ударение носит необязательный слабоцентрированный характер вследствие действия закона слогового сингармонизма, который относится к просодическому уровню языка.
 Литература
1. Баданова Т.А. Словесное ударение в алтайском языке в сопоставительном аспекте. Новосибирск, 2011.
2. Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.
3. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М., 1977.
4. Pierrehumbert J. The perception of fundamental frequency declination // J.Acoust.Soc.Am. 66 (2), 1979.