LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Все в жизни связано. Практика вязания как инструмент идентичности, актуального высказывания и коммуникации Knitting practice as a tool of Identity, actual statement and communication

Вера Феликсовна Папкова
Докладчик
искусствовед, мастер ручного вязания, дизайнер

188
2023-03-15
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

вязание; культура вязания; практика вязания
knitting; knitting culture; knitting practice
Доклад посвящен персональным, социальным и коммуникативным аспектам практики и культуры вязания. Все позиции рассматриваются на примерах конкретных кейсов, исторических и актуальных.
The report is devoted to personal, social and communicative aspects of knitting practice and culture. All positions are considered on the examples of specific cases, historical and relevant.

Тезисы

Публикация не предусмотрена

Все в жизни связано
Практика вязания как инструмент идентичности, актуального высказывания и коммуникации

Об авторе
Я искусствовед, редактор, мастер ручного вязания, дизайнер, член Творческого союза художников, автор собственной методики вязания и обучающего курса на базе этой методики.

Как давно существует практика вязания
История вязания до сих пор не написана, и в рамках настоящего доклада нет возможности останавливаться на ней детально. Ограничимся констатацией, что точно таким же способом, как сегодня, люди вяжут как минимум тысячу лет — тому есть материальные свидетельства, т.е., дошедшие до нас образцы вязаного полотна, атрибутированные и датированные. Как, например, фрагмент вязаного носка из Египта, датируемого 1100-1300 гг из коллекции Музея Виктории и Альберта.

Кто и почему вяжет в XXI веке
Полноценная статистика по вязанию отсутствует. По разрозненным данным, которые удается собрать, систематически практикуют вязание десятки миллионов людей. В России, ориентировочно, их не менее 10 млн. Есть веские основания предполагать, что за время пандемии количество людей, вернувшихся к практике вязания после долгого перерыва, или освоивших ее заново, существенно возросло.Вопреки распространенному мнению, вовсе не большинство практикующих вязание, это женщины 50+. Так, по данным французкой статистики, когда-либо вязали 54% французских мужчин. Среди женщин этот показатель 76%. А по данным американской The Association For Creative Industries (AFCI) за 2016 г. группы вяжущих в возрастах 18-35, 35-55 и 55+ практически равны. В разных странах культуры вязания отличаются, а изменения в них происходят с разной скоростью, но в целом можно констатировать, что этот опыт выходит за рамки возраста, гендера и социального положения. При всей разнице экономических ситуаций в различных странах, материальная ситуация и структура потребления практически везде такова, что самый нерациональный и дорогой способ обеспечить себя носками или свитером  это связать их самостоятельно. Однако десятки миллионов людей продолжают систематически практиковать вязание, а сейчас практика вязания переживает очередной взлет, и это количество постоянно увеличивается.
Целью моего доклада является показать некоторые из множества причин, почему это происходит, какие из насущных потребностей современного человека именно практикой вязания удовлетворяются оптимальным образом.

Вязание как фактор национальной или локальной идентичности
Некоторые примеры выполнения вязанием этой функции я лишь обозначу, перечислив локальную идентичность Мезенских деревень, Ирландии, Норвегии, Дании, острова Гернси, Фарерских и Шетландских островов, Оренбуржья.А подробно рассмотрю кейс Исландии, в национальной идентичности которой элемент вязания играет важнейшую роль.

Вязание как фактор персональной идентичности
В глобализованном, унифицированном, постиндустриальном мире остро переживается проблема персональной идентичности. Принадлежность к практике вязания становится одной из доступных и безопасных возможностей ответа на эту проблему. В качестве примеров рассматриваю традицию проведения вязальных лагерей в Латвии и несколько других кейсов, связанных с персональностью. 

Вязание как высказывание
Посредством вязания формируется понятие; сложное, но в то же время очень внятное, легко считываемое высказывание. Для того, чтобы сформулировать такое понятие вербально, потребовалось бы немало слов, которые, к тому же, не так уж легко подобрать именно в силу внутренней противоречивости обозначаемого образа. В то время, как некий вязаный объект формулирует мгновенно считываемый месседж ярко и концентрированно. Пошагово прослеживаю формирование такого высказывания на примере «героического свитера». 

Актуальность
Вопреки существующему клише, вязание не является архаичной практикой, существующей в неком застывшем времени или, скорее, вне времени вообще. Зачастую вязание оказывается чуть ли не самым оперативным инструментом реагирования на актуальные социально-общественные вызовы. Социальная актуальность практики вязания прослеживается на кейсах движения розовых шапок (pussyhat) и вязания под патронажем Красного креста во время I мировой войны. 

Коммуникативность и коллективность
Обманчиво и поверхностное представление о том, что это практика одинокая, замкнутая в себе, интроверсивная. Напротив, вязание имеет выраженную интенцию к коммуникативности и коллективности; о чем свидетельствуют такие явления, как ярнбомбинг и учреждение Всемирного дня вязания на публике. 

Свойства и качества практики вязания, благодаря которым она отвечает насущным потребностям современного человека
Чтобы проанализировать и даже перечислить их все, необходимо не только исследование более фундаментальное, чем мой обзорный доклад. Но и психологические, социологические, антропологические квалификации, которыми я не обладаю. Я назову лишь те, которые могу проанализировать как искусствовед и, одновременно, представитель практики вязания.