Метод ТРИЗ на занятиях по английскому языку в полилингвальной аудитории
Святослава Любомировна Божик
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
2-у
2023-03-16
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: ТРИЗ;
студенты-иностранцы; полилингвальная аудитория; английский язык; обучение говорению
Аннотация: В докладе поднимается вопрос трудностей обучения студентов английскому языку в условиях полилингвальной аудитории в российской высшей школе. В качестве одного из примеров преодоления трудностей предлагается метод ТРИЗ, рассматривается возможность его применения на занятиях по английскому языку при обучении студентов-иностранцев.
Key Words: TRIZ; foreign students; multilingual audience; English; speaking teaching
Abstract: The report raises the issue of the difficulties of teaching English to students in a multilingual audience in a Russian higher school. The TRIZ method is proposed as one of the examples of overcoming difficulties, the possibility of its application in English classes when teaching foreign students is considered in the report.
Аннотация: В докладе поднимается вопрос трудностей обучения студентов английскому языку в условиях полилингвальной аудитории в российской высшей школе. В качестве одного из примеров преодоления трудностей предлагается метод ТРИЗ, рассматривается возможность его применения на занятиях по английскому языку при обучении студентов-иностранцев.
Key Words: TRIZ; foreign students; multilingual audience; English; speaking teaching
Abstract: The report raises the issue of the difficulties of teaching English to students in a multilingual audience in a Russian higher school. The TRIZ method is proposed as one of the examples of overcoming difficulties, the possibility of its application in English classes when teaching foreign students is considered in the report.
Тезисы
За последние
двадцать лет в науке наметилась тенденция к объединению знаний из разных
дисциплин. Данные требования ставят определенные задачи перед преподавателями высшей
школы, нацеливают на создание проблемно-ориентированной образовательной
среды, поиск и овладение современными методами и технологиями обучения. Вопрос
решения данной задачи встаёт достаточно остро при обучении английскому языку
студентов-иностранцев, формирующих полилингвальную аудиторию в условиях
российского ВУЗа. Одновременно,
преподаватели иностранного языка сталкиваются с многочисленными трудностями от
языковых до методических: необходимо способствовать не только формированию
требуемых компетенций, но адаптации, мотивации студентов, при этом
непосредственно заниматься обучением предмету. В поисках инструментов
преодоления трудностей преподавателям необходимо обращаться к разным техникам
из разных областей знания, одним из которых является метод ТРИЗ или теория
решения изобретательских задач.
Основателем ТРИЗ является советский
инженер-изобретатель Генрих
Альтшуллер, работа автора над данной теорией была начата в 1946
г. Основу
ТРИЗ составляют 40 общих изобретательских приёмов, 76 стандартных шаблонов
решений. В целом, основная идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические
задачи иногда решаются одними и теми же методами и, соответственно, может
предполагать определённый алгоритм решения задачи. [Альтшуллер
2012]
За последние
десятилетия метод ТРИЗ получил достаточно широкое применение как в России, так
и зарубежом в разных областях деятельности от технических до гуманитарных. В
связи с этим метод ТРИЗ стал также использоваться в процессе обучения.
Безусловно, чаще всего данный метод находит свое применение при обучении
студентов инженерных специальностей, но он также обратил на себя внимание
преподавателей гуманитарных специальностей. В рамках последних,
под методами решения изобретательских задач подразумеваются алгоритмы,
разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы,
как мозговой штурм, карта памяти и др. Для учащихся разрабатываются алгоритмические
процедуры, которые позволяют им выдвинуть новую идею или вариант ответа,
при этом ставя своей целью не просто достижение самого результата, а именно
процесс поиска, способствующий воспитанию творческой, самостоятельной личности,
подготовленной к решению сложных задач.
Каким образом метод ТРИЗ может быть использован на
занятиях по английскому языку, в частности при обучении студентов в
полилингвальной аудитории? Как мы отметили выше, работая со
студентами-иностранцами, обучая их иностранному языку в неязыковой среде,
возникает необходимость создания искусственной среды общения на иностранном
языке, поддерживаемой интересом не только преподавателя, но и самими
студентами, мотивирующей их на обсуждение, общение друг с другом. В связи с
этим мы обратили внимание на метод ТРИЗ, который представляет собой не просто
решение проблемной ситуации, а работу с логической задачей, используя пошаговый
алгоритм выдвижения гипотез и возможных вариантов ответа. При этом для
решения логической задачи студентам необходимо обратиться к
знаниям из других научных областей, провести самостоятельную работу по поиску
нужной информации, что позволяет закрепить пройденный материал по теме,
расширить понимание изучаемой темы, разнообразить лексические единицы,
увеличить их объём, позволяет вести разговор, дискуссию по данной теме при
обсуждении вариантов ответа, выработать механизм пошаговой работы с задачей,
преодоления стереотипов, создания нового, нестандартного решения.
Соответственно, при работе с методом ТРИЗ формируются не только языковые
умения, но и умения искать информацию, работать в команде слушать и слышать собеседника,
задавать вопросы, умение кратко и ёмко рассказать о своём решении,
аргументировать его, умение отстаивать своё мнение, развивается системность и
оригинальность мышления.
Метод ТРИЗ применяется в качестве
завершающего блока по изучаемой теме и проводится следующими этапами: 1)
подготовительная работа — студентов просят подготовиться к занятию и найти
информацию по заданному вопросу, теме (область вопроса может быть спорт,
путешествие, работа, история и т. д.); 2) работа на занятии — студентам
предлагается логическая задача для решения в команде, студенты делятся на
группы, получают задачу и обсуждают возможные варианты решения, поиск решения
задач происходит по разработанному алгоритму, включая этапы ознакомления с
условиями задачи, анализ условий, выдвижение гипотез; 3) завершающий этап — все
группы предлагают свои варианты, преподаватель озвучивает правильный вариант
ответа.
Таким
образом, данный метод способствует не только развитию умения говорения на
иностранном языке, но также углубленному знанию дисциплины за счет поиска и
работы с информацией, развитию логического мышления, творческого мышления,
работы в команде. Необходимо отметить, в
рамках полилингвальной аудитории команда учащихся может состоять из студентов,
представляющих разные страны, с отличным культурным и языковым «багажом».
Контекст работы на занятии, формирующийся при решении логической задачи,
совместном поиске вариантов ответа, способствует преодолению барьеров в
общении, обмену информацией, культурным и социальным опытом, что также является
плюсом при работе со студентами-иностранцами на занятиях по английскому языку.
Литература:
1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. — 5-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 440с.
Литература:
1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. — 5-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 440с.