Слово на музыке в «Эдипе» Б.А. Фердинандова (1921)
Александр Владимирович Наумов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
206
2023-03-21
16:25 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
«Эдип-царь»; Софокл; Б.А. Фердинандов; Е.П. Павлов; Опытно-Героический театр
Тезисы
«Эдип-царь» по трагедии Софокла,
поставленный Б.А. Фердинандовым в московском Опытно-Героическом
театре (ОГТ) осенью 1921 г., — возможно, первый в русском
театре пример спектакля, являвшегося последовательным воплощением
теоретического манифеста о режиссерском методе, а не наоборот. Речь,
собственно, должна идти о нескольких манифестах с изложением
«театральной доктрины», выпущенных параллельно самим Фердинандовым,
а также его на тот момент соратником — поэтом и переводчиком
В.Г. Шершеневичем [Шершеневич, 1921]. Согласно опубликованным
текстам, всякое театральное действо должно было опираться на три
составляющие — слово, движение и волнение [см. Фердинандов, 1922]. Идея, объединявшая отчасти
противоречивые высказывания соавторов, сводилась к подчинению всех
компонентов постановки (пространственных и временных) принципам
регулярности, именуемой «темпо-ритмом». Слово являлось для нее источником,
движение и прочие пространственные компоненты, включая декорационное
оформление, — естественными производными. Полученная жесткая «сетка» диктовала
эмоциональный рисунок ролей. Масштабный обзор печатных и архивных
материалов, относящихся к экспериментам ОГТ, результативно продолжавшимся
на протяжении единственного сезона 1921/1922 гг., представлен в статье
В.В. Иванова, не без остроумия отметившего, что «парадоксальным
образом довольно угрюмая концепция темпоритмического театра складывалась при
ближайшем сотрудничестве веселой компании имажинистов» [Иванов, 1996,
с. 218].
Действительно, фигура самого
Фердинандова — без сомнения, выдающегося актера, художника-сценографа,
режиссера, но и человека, зачастую подвластного порывам темперамента
более, нежели велениям здравого смысла, — мало соответствовала идеалу
тотальной упорядоченности. Объяснение парадокса приходит со стороны театральной
педагогики: строгость подхода, продемонстрированная в первых работах
театра, была призвана сыграть воспитательную роль. Если постановки в жанре
пантомимы имели исключительно пластическую направленность, то в «Эдипе», со специальной
целью формирования профессионализма труппы, из числа актерских задач полностью исключались
моменты, связанные не только с перемещением в пространстве, но
и выражением эмоций. Статика поз сочеталась с величественной
«античной» отрешенностью. Звуковые формы — собственно работа со словом
и сочетание слова с музыкой — приобретали на этом фоне
первостепенное значение.
Сохранился клавир к спектаклю,
оформленному пианистом Е.П. Павловым (1894–1925), выходцем, как
и Фердинандов, из сотрудников Камерного театра. В отличие от
литературных источников, нотные материалы в поле зрения исследователей
прежде не попадали, что, на наш взгляд, является значительным упущением. Оставим
за пределами рассмотрения собственно-музыкальные стороны, хотя как композитор
Павлов продемонстрировал здесь, как и в других своих изданных
произведениях, полную состоятельность и даже прогрессивность на уровне
начала 1920-х гг. Сосредоточимся на том, что служило средостением между
действием и партитурой, — тексто-музыкальных связях. Охарактеризованная
своими создателями как «образец упрощения», с музыкальных позиций постановка
таковой отнюдь не была. По комплексу примененных композитором средств она
представляла собой предвестие оперных экспериментов режиссера, замышлявшего
поставить силами ОГТ «Орфея» К.В. Глюка, «Женитьбу»
М.П. Мусоргского и «Каменного гостя»
А.С. Даргомыжского (осуществить это не удалось, но разработки
в архиве остались). Точнее, оказывалась близка типу экспрессионистской
композиции для музыкального театра, по-разному воплотившемуся в опусах
Э. Хумпердинка, А. Шенберга, А. Берга, Д. Мийо,
А. Онеггера 1890–1920-х гг. Объединяющей приметой подобных сочинений
служило именно разнообразие вариантов использования человеческого голоса и приемов
работы со словом.
В «Эдипе» Е.П. Павлова
применялись: мелодическое пение на один и несколько голосов
с сопровождением и без; различные формы ритмизованной
и неритмизованной речитации на фоне оркестра; произнесение текста
«в разрезах» инструментального звучания, регламентированное по
протяженности «речевыми тактами» или свободное, ограничиваемое только объемом
самих реплик. Можно с уверенностью заявить, что подобного богатства
музыкальной проработки ни один русский драматический спектакль не
демонстрировал, несмотря на то, что большинство выдающихся отечественных
режиссеров аналогичными вопросами задавалось. Помимо очевидной,
в большинстве случаев однозначно фиксированной темпо-ритмической
(метро-ритмической) стороны, нотные записи Павлова свидетельствуют также
о наличии косвенных, скрытых указаний, касающихся громкости
и звуковысотности даже в тех местах, где они не обозначены прямо.
Динамический параметр определялся требованиями звукового баланса: чем более
насыщена фактура оркестра, тем ярче декламация; точность интонации артиста
также диктовалась сочетанием с инструментами: ни в одновременности,
ни в последовании не должно было возникать диссонансов. Партитурой не подразумевались,
но должны были возникать естественно проекции музыкальных разделов постановки
на немузыкальные по тому же принципу гладкости переходов и стыков:
единство театральной формы зиждилось на твердом основании, выстроенном волею
уникального взаимодействия композитора и режиссера. Содружеству, увы, не суждена
была долгая жизнь, его прервало вначале закрытие театра, а затем кончина
музыканта, но еще до конца того же сезона они успели выпустить три спектакля,
по-разному распорядившись открытиями из «Эдипа».
Литература:
Иванов В.В. Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. [Вып. 1] / Сост. и общ. ред. В.В. Иванова. М.: ГИТИС, 1996. С. 211–241.
Фердинандов Б.А. Театр сегодня // О театре. Тверь: [б. и.], 1922. С. 33–48.
Шершеневич В.Г. Эксперимент нового театрального действия (К постановке «Царя-Эдипа» в Сафоновском театре) // Вестник театра. 1921 № 93–94, 15 августа. С. 5–6.
Литература:
Иванов В.В. Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. [Вып. 1] / Сост. и общ. ред. В.В. Иванова. М.: ГИТИС, 1996. С. 211–241.
Фердинандов Б.А. Театр сегодня // О театре. Тверь: [б. и.], 1922. С. 33–48.
Шершеневич В.Г. Эксперимент нового театрального действия (К постановке «Царя-Эдипа» в Сафоновском театре) // Вестник театра. 1921 № 93–94, 15 августа. С. 5–6.