Профессионально-ориентированное языковое портфолио как инструмент промежуточного оценивания профессионально-коммуникативной компетенции студентов лингводидактических направлений подготовки.
Алексей Александрович Коренев
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
4-у
2023-03-14
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
формирующее оценивание; промежуточное оценивание; портфолио; профессионально-коммуникативная компетенция
Доклад посвящен использованию портфолио как инструмента промежуточного оценивания у студентов лингводидактических направлений подготовки. В рамках доклада будут представлены теоретические основы использования портфолио как инструмента оценивания, проанализирован практический опыт использования данного инструмента и приведены конкретные примеры студенческих портфолио.
Доклад посвящен использованию портфолио как инструмента промежуточного оценивания у студентов лингводидактических направлений подготовки. В рамках доклада будут представлены теоретические основы использования портфолио как инструмента оценивания, проанализирован практический опыт использования данного инструмента и приведены конкретные примеры студенческих портфолио.
formative assessment; intermediate assessment; portfolio; professional communicative competence
The presentation is devoted to the use of a portfolio as an assessment tool for students of language teaching departments. It will present the theoretical foundations of using a portfolio as an assessment tool, analyze the practical experience of using this tool, and provide specific examples of student portfolios.
Тезисы
С начала XXI в. все больше внимания в профессионально-ориентированной
литературе уделяется формирующему оцениванию, то есть оцениванию
ориентированному в большей мере на развитие знаний, навыков и умений,
образующих тестовый конструкт, а не исключительно констатацию их уровня. В
качестве одного из распространенных инструментов такого оценивания можно
выделить создание языкового портфолио. Примером такого портфолио может служить
подробно описанный в общеевропейских документах «языковой портфель».
В общеевропейских документах 1990-х годов, касающихся
использования портфолио в обучении иностранным языкам отмечается, что его использование
связано с принципом обучения на протяжении всей жизни. В ситуации
профессионально-ориентированного оценивания коммуникативной компетенции можно
было бы также добавить, что опыт создания и презентации портфолио может быть
также полезен обучающимся в контексте будущей профессиональной деятельности, в
частности, элементы портфолио либо все портфолио целиком может быть ими
использовано при прохождении интервью для приема на работу. Сам опыт создания и
презентации подобного документа способствует развитию не только коммуникативной,
но и экзистенциальной компетенции обучающихся, так как повышает уровень
осознанности в их отношении к обучению и к жизни в целом.
Что касается опыта использования портфолио как инструмента оценивания, то зарубежные ученые причисляют оценивание портфолио, наряду с проектной деятельностью к одной из основных форм «альтернативного» или формирующего оценивания. Основное различие между этими типами оценивания и стандартизированными традиционными тестами заключается в том, что при использовании альтернативных инструментов оценивания можно получить более широкий диапазон дает доказательства достижения целей учебных программ. Эти доказательства представляются в виде результатов работы, проекта или портфолио и могут быть заархивированы и использованы позже вместе с другими доказательствами обучения в качестве компиляции доказательств для демонстрации достижений. В работах отечественных ученых портфолио как инструмент оценивания привлек внимание в начале XXI в., и уже получил отражение в большом количестве опубликованных работ по педагогике и методике обучения иностранным языкам [1,2,3].
В рамках доклада языковое портфолио будет рассмотрено не только как инструмент формирующего, но и суммирующего оценивания. Признавая важность опыта создания портфолио для развития профессионально-коммуникативных умений, мы уделим основное внимание потенциалу использования данного инструмента для суммирующего промежуточного оценивания по итогам года обучения в рамках курсов языка для специальных целей. Профессионально-ориентированная специфика данного портфолио обусловлена включением в него работ, отражающих не только уровень коммуникативной, но и профессиональных компетенций, что позволяет в дальнейшем студентам использовать данное портфолио в процессе поиска работы.
В рамках выступления будет представлена структура портфолио, тестовый конструкт, критерии оценивания профессионально-коммуникативной компетенции на базе портфолио, а также примеры портфолио, созданных студентами. Используемая в рамках курса «Язык профессиональной коммуникации» модель портфолио включает в себя четыре основных части. В рамках первой части студенты представляют общий отчет об обучении (overall learning report), где описывают чему им удалось научиться за время курса, что у них получалось лучше и хуже и в чем они видят цели дальнейшего развития для себя в изучении английского языка и профессиональном росте. Во второй части они приводят наиболее значимые ресурсы, с которыми они познакомились в ходе курса, и дают им краткую характеристику. В третьей части студенты анализируют 5–7 работ, созданных ими во время курса, и оценивают, как данные работы демонстрируют их сильные и слабые стороны. Наконец, в рамках последней части портфолио им предлагается оценить по стобалльной шкале уровень прироста их профессиональных знаний, лингвистических навыков и профессиональных, коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений. В рамках устной части экзамена студенты представляют короткую презентацию портфолио и отвечают на вопросы экзаменатора, обосновывая свой выбор элементов портфолио и идеи, которые в нем представлены на основе рефлексии.
Представляется, что данный опыт может быть полезен для возможной реализации как в рамках курсов языка для специальных целей, так и практических курсов иностранного языка на уровне высшего образования и предметно-языкового интегрированного обучения. Кроме того, использование портфолио может также быть применено для оценивания на рубеже бакалавриат-магистратура в качестве вступительного оценивания при поступлении в магистратуру, однако, в данном случае стоит отметить, что в заведомо невыгодной позиции окажутся те студенты, которые приняли решение сменить направление подготовки и обучались раньше по другим профилям подготовки, либо же не имели опыта создания портфолио на уровне бакалавриата.
Список использованной литературы
1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. факультетов высш. учеб. заведений. М., 2010. 192 с.
2. Луферов Д.Н. Языковое портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык» // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-portfolio-kak-tehnologiya-organizatsii-samostoyatelnoy-r... (дата обращения: 04.02.2023).
3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков A.C. Построение различных моделей портфолио // Методист. 2005. № 3. С. 39–43.
Что касается опыта использования портфолио как инструмента оценивания, то зарубежные ученые причисляют оценивание портфолио, наряду с проектной деятельностью к одной из основных форм «альтернативного» или формирующего оценивания. Основное различие между этими типами оценивания и стандартизированными традиционными тестами заключается в том, что при использовании альтернативных инструментов оценивания можно получить более широкий диапазон дает доказательства достижения целей учебных программ. Эти доказательства представляются в виде результатов работы, проекта или портфолио и могут быть заархивированы и использованы позже вместе с другими доказательствами обучения в качестве компиляции доказательств для демонстрации достижений. В работах отечественных ученых портфолио как инструмент оценивания привлек внимание в начале XXI в., и уже получил отражение в большом количестве опубликованных работ по педагогике и методике обучения иностранным языкам [1,2,3].
В рамках доклада языковое портфолио будет рассмотрено не только как инструмент формирующего, но и суммирующего оценивания. Признавая важность опыта создания портфолио для развития профессионально-коммуникативных умений, мы уделим основное внимание потенциалу использования данного инструмента для суммирующего промежуточного оценивания по итогам года обучения в рамках курсов языка для специальных целей. Профессионально-ориентированная специфика данного портфолио обусловлена включением в него работ, отражающих не только уровень коммуникативной, но и профессиональных компетенций, что позволяет в дальнейшем студентам использовать данное портфолио в процессе поиска работы.
В рамках выступления будет представлена структура портфолио, тестовый конструкт, критерии оценивания профессионально-коммуникативной компетенции на базе портфолио, а также примеры портфолио, созданных студентами. Используемая в рамках курса «Язык профессиональной коммуникации» модель портфолио включает в себя четыре основных части. В рамках первой части студенты представляют общий отчет об обучении (overall learning report), где описывают чему им удалось научиться за время курса, что у них получалось лучше и хуже и в чем они видят цели дальнейшего развития для себя в изучении английского языка и профессиональном росте. Во второй части они приводят наиболее значимые ресурсы, с которыми они познакомились в ходе курса, и дают им краткую характеристику. В третьей части студенты анализируют 5–7 работ, созданных ими во время курса, и оценивают, как данные работы демонстрируют их сильные и слабые стороны. Наконец, в рамках последней части портфолио им предлагается оценить по стобалльной шкале уровень прироста их профессиональных знаний, лингвистических навыков и профессиональных, коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений. В рамках устной части экзамена студенты представляют короткую презентацию портфолио и отвечают на вопросы экзаменатора, обосновывая свой выбор элементов портфолио и идеи, которые в нем представлены на основе рефлексии.
Представляется, что данный опыт может быть полезен для возможной реализации как в рамках курсов языка для специальных целей, так и практических курсов иностранного языка на уровне высшего образования и предметно-языкового интегрированного обучения. Кроме того, использование портфолио может также быть применено для оценивания на рубеже бакалавриат-магистратура в качестве вступительного оценивания при поступлении в магистратуру, однако, в данном случае стоит отметить, что в заведомо невыгодной позиции окажутся те студенты, которые приняли решение сменить направление подготовки и обучались раньше по другим профилям подготовки, либо же не имели опыта создания портфолио на уровне бакалавриата.
Список использованной литературы
1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. факультетов высш. учеб. заведений. М., 2010. 192 с.
2. Луферов Д.Н. Языковое портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык» // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-portfolio-kak-tehnologiya-organizatsii-samostoyatelnoy-r... (дата обращения: 04.02.2023).
3. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков A.C. Построение различных моделей портфолио // Методист. 2005. № 3. С. 39–43.