LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Другая» реальность телеэкрана в советском кино/The "other" reality of TV screen in Soviet film

Мария Владимировна Жукова
Докладчик
научный сотрудник
Унив. г. Констанц

онлайн
2023-03-18
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

телевидение; зеркало; окно; телереальность; гиперреальность
television; mirror; window; TV reality; hyperreality
The paper asks, how and to wich extent the TV theories are shaped in the Soviet films representing televisuality in the period from the middle 1950s until the late 1990s. The goal of the paper is to obtain the additional meanings on the televisual mediality in its correlation to the concept of reality based on the different representations of television in films in a diachronic perspective.
В центре внимания доклада — соотнесенность телетеории и киномотивов, связанных с репрезентацией телевидения в отечественном киноискусстве 1950х1990х гг. Цель доклада - посредством киномотивов выявить дополнительные значения и смыслы телевизионной медиальности в ее соотнесенности с понятием реального.

Тезисы

БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ

Если ранняя телевизионная теория, в том числе и отечественная, отождествляла телеэкран с окном в мир, зеркалом или увеличительным стеклом, в той или иной мере указывая на глубокую укорененность телеизображения в повседневности, на его связь с окружающим миром, то начиная с 1970-х годов медиальная рецепция телевизионной трансляции меняется. Так, по мнению Умберто Эко, телевизионные образы соотносятся друг с другом, а не с внешней реальностью, развивая свой автономный порядок, не связанный с категорями за пределами телеэкрана (Eco 1985, Engell 2012:45). Таким образом, телевидение меняет наше представление о действительности, которая оказывается сделанной, сфабрикованной, отчасти и посредством медийныйх операций разного рода. Понятия гиперреальности (Эко), псевдо-события (Бурстин) и симуляции, симулякра (Бодрийяр, Вирильо) определили специфику не только телевизионной, но и культурной теории 1970х-1990х гг. Онтология гиперреального, рожденная телекультурой, похоже что, присуща не только телевизионным, но и другим художественным артефактам, в том числе литературе или кино. В центре доклада вопрос о том, как соотносятся изменения в медиафилософском осмыслении телевидения и способы его репрезентации в советском кино 1950х-1990х гг. Можно ли сказать, что кино следует за философской мыслью или скорее предугадывает ее в своих экспериментальных сюжетах с телетехникой? Какие дополнительные смыслы в наших представлениях о реальности мы получаем посредством телеэкрана в кино и как, в свою  очередь, телеэкран влияет не только на представления о мире, но и трансформирует саму фильмовую реальность. Следующие варианты взаимосвязи телереальности фильма и внетелевизионной реальности в аспекте их соотнесенности с телевизионными теориями будут выявлены и проанализированы в докладе: 1) Перенос свойств телевизионной реальности в мир киноповествования 2) Дополнение свойств киномира свойствами/элементами телереальности 3) Удвоение/отождествление киномира и телевизионной реальности 4) Искажение киномира средствами телеповествования (ложь, обман, дезинформация) 5) Закодированная реальность телесообщения Литература: Baudrillard, Jean (1978), Agonie des Realen. Berlin : Merve. Eco, Umberto (1985), TV- la transparence perdue, in: Umberto Eco: La guerre du faux, Paris: Grasset et Frasquelle. Engell, Lorenz (2012), Fernsehtheorie zur Einführung. Hamburg: Junius.