LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Исследование сознания через концепции когнитивной лингвистики

Доротея Пламенова Николова
Докладчик
докторант
Софийский университет им. Св. Климента Охридского

184
2023-03-17
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлен аналитический обзор современных школ и направлений в философии сознания и языка ХХХХI вв. с акцентом на концепции когнитивной лингвистики и взгляды на концептуальную метафору. Эти идеи основываются на современной нейронауке и могут способствовать решению проблемы объяснительного провалa (explanatory gap) между ментальной — как важным элементом сознания (mind) — и физической сущностью мозга. Предполагается, что наше сознательное мышление основано на нашей бессознательной концептуальной системе в значительной степени посредством механизма метафоры, который также включает аффекты и происходит на нейронном уровне в мозгу. В фокусе находится когнитивное бессознательное, которое моделирует наши мыслительные операции, связанные с концептуальными системами, понятиями, умозаключениями и языком.
Ключевые слова: Философия сознания; язык; сознание; когнитивное бессознательное; когнитивная лингвистика

Тезисы

В настоящем докладе представлен аналитический обзор современных школ и направлений в философии сознания и языка 20-го и 21-го вв. с акцентом на концепции когнитивной лингвистики и взгляды на концептуальную метафору. Эти идеи основываются на современной нейронауке и могут способствовать решению проблемы объяснительного провалa (explanatory gap) между ментальным, — как важным элементом сознания (mind), — и физической сущностью мозга. Объектом исследования является именно сознание (mind, consciousness). Предполагается, что наше сознательное мышление основано на нашей бессознательной концептуальной системе в значительной степени посредством механизма метафоры, который также включает аффекты, и происходит на нейронном уровне в мозгу, а язык является одной из основных единиц, на которые следует обращать внимание. На первый план выдвигается когнитивное бессознательное, которое моделирует наши мыслительные операции, связанные с концептуальными системами, понятиями, умозаключениями и языком. Понимание того, что тело и окружающая среда участвуют в структурировании наших представлений о реальности (4E cogtnition), является ключевым. Текст реконструирует основу теории когнитивной лингвистики, созданной Джорджем Лакоффом (George Lakoff) (на которого оказал влияние Роман Якобсон), и последствия для смежных академических областей. В России труды Татьяны Скребцовой внесли серьезный вклад в понимание этой области знаний. Оценка этой модели показывает, что она могла бы решить ряд проблем взаимодействия сознания и языка. Методы, которые авторы применяют в исследовании: анализ и синтез. Что такое «сознание» и как оно функционирует — вопросы, которые сталкиваются с непреодолимым барьером. Признанные научные методы не в состоянии преодолеть так называемый «объяснительный разрыв» (explainatory gap) между физической, телесной, функциональной стороной нашего психического опыта и его феноменальной стороной, т. е. способ, которым этот опыт «предстает» перед сознающим субъектом. В философии эта феноменальная, качественная характеристика, например, что такое «чувствовать радость», «видеть голубой цвет», «чувствовать запах гиацинта»,  называется «квалиа» (лат. свойство, качество). Она («квалия») «доступна только от первого лица», ее нельзя наблюдать, измерять или манипулировать, т. е. она не может быть исследована третьей стороной — единственный способ провести исследование объективно достоверным, принятым научным сообществом. Дэвид Чалмерс называет это «трудной проблемой сознания». Эта неспособность согласовать и объединить ментальные и физические компоненты называется „проблемой сознания/тела» (mind/body problem). В последние десятилетия, в попытках найти выход из этого тупика, появилась новая междисциплинарная область исследований — наука о сознании (science of consciousness), включающая в себя, на первый взгляд, разрозненные области знаний. Используются идеи и труды когнитивной науки, в которую входят: философия, научная психология, психолингвистика, искусственный интеллект, информатика, нейробиология, лингвистика, социоантропология; а также научные области, такие как нейронная теория языка, физика, квантовая механика и другие. Цель, которой они руководствуются: создание целостной картин языка, мышления и поведения. Для ее достижения наблюдаются разные познавательные процессы — восприятие, мышление, познание, понимание и объяснение. Раздел философии, занимающийся этой проблемой, называется «философией сознания» (philosophy of mind), влияние которой на современную науку значительно. Когнитивная лингвистика пытается внести свой вклад в понимание этого явления, сосредоточив внимание на человеческом языке и речи как тесно связанных с процессом мышления, переживания эмоций и построения знаний о мире. Это в значительной степени неоднородная дисциплина — она находится и в области когнитивистики, и в области лингвистики, а значит, и в области философии сознания. Понятия, которыми мы говорим и понимаем явление, будут кратко объяснены. Цель состоит в том, чтобы показать объяснительный потенциал когнитивной лингвистики. Другие важные задачи состоят в том, чтобы реконструировать ее теоретический и эмпирический аппарат и инструментарий, а также показать ее принадлежность к одной из трех основных метафор, с помощью которых мы сегодня пытаемся объяснить феномен сознания, а именно — к динамической метафоре, принимающей сознание как движение (embodied, embedded, extended, enactive mind — 4E cogtnition). Роль философии является ключевой, поскольку в ее компетенцию входит создание парадигматических рамок, с помощью которых эти данные могут быть прочитаны и структурированы. Ее задача: занять метатеоретическую позицию и попытаться сравнить и оценить различные концептуальные рамки, пытающиеся объяснить феноменальный опыт. Она должна суметь построить полную картину, исходя из той фрагментарности, которая встречается в этой области исследований, чтобы дать краткий обзор и собрать все воедино. В ее задачу также входит максимально возможное на данный момент уточнение и структурирование понятийного аппарата, поскольку часть терминов еще предстоит наполнить смыслом. Следующим шагом является консолидация и обеспечение согласованной теоретической основы для проведения исследований в различных дисциплинарных областях, каждая из которых будет использована ей согласно своей собственной методологии и предметам исследования.
Литература:
Скребцова, Т.Г. (2018). Когнитивная лингвистика классические теории, новые подходы. Москва: ЯСК. [Skrebtsova, T. G. (2018). Kognitivnaya lingvistika klassicheskie teorii, novыe podhodы. Moskva: YaSK.]
Lakoff, G. (2018). Ten Lectures on Cognitive Linguistics. Leiden, Boston, USA: Tuta sub aegide pallas 1683, Brill.
Lakoff, G. & Johnson, J. (1980, 2003). Metaphors we live by. Originally published: Chicago: University of Chicago Press.