Ядро русской грамматики: реконструкция на основе исследований детской речи
Наталия Михайловна Введенская
Докладчик
старший лаборант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
195 онлайн
2023-03-14
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: речевой онтогенез; морфология; формообразование;
словообразование; категория рода.
Принято считать, что, осваивая язык, дети сначала постигают глубинные закономерности, а после переходят к освоению более частных. В лингвистике этот процесс описывается противопоставлением «система–норма». Обширный фонд данных, собранный исследователями за долгие годы, позволяет суммировать характерные явления детской речи и выделить объединяющую их конструкцию — ядро, или каркас, русской грамматики. В докладе будут представлено описание этой искусственной модели, заостряющей и доводящей до логического завершения тенденции, свойственные детской речи.
Принято считать, что, осваивая язык, дети сначала постигают глубинные закономерности, а после переходят к освоению более частных. В лингвистике этот процесс описывается противопоставлением «система–норма». Обширный фонд данных, собранный исследователями за долгие годы, позволяет суммировать характерные явления детской речи и выделить объединяющую их конструкцию — ядро, или каркас, русской грамматики. В докладе будут представлено описание этой искусственной модели, заостряющей и доводящей до логического завершения тенденции, свойственные детской речи.
Тезисы
Осваивая язык, ребенок пользуется упрощенной системой
правил, которая помогает ему сделать первые шаги в овладении русской
грамматикой. Принято считать, что сначала дети постигают глубинные
закономерности, а после переходят к освоению более частных правил. В
лингвистике этот процесс описывается противопоставлением «система–норма»:
«Система заучивается гораздо раньше, чем норма: прежде чем
узнать традиционные реализации для каждого частного случая, ребёнок узнает
систему „возможностей“, чем объясняются его частые „системные образования“,
противоречащие норме…» [Косериу 1963: 237].
С точки зрения С. Н. Цейтлин, система имеет сложную
структуру, но «…можно выделить ее основу, ядро, совокупность наиболее общих
закономерностей, максимально отвлеченных от лексического воплощения» [Цейтлин,
2009: 64].
С помощью обобщения типичных явлений детской речи, свойственных разным периодам освоения языка, попытаемся реконструировать искусственную модель, отражающую «совокупность наиболее общих закономерностей», или ядро русской грамматики.
Категория рода
В упрощенной языковой системе монолингва трехродовая модель русской грамматики поначалу будет сведена к противопоставлению «мужского» рода — существительных, оканчивающихся на твердый или мягкий согласный, и «женского» рода — существительных, оканчивающихся на -а. На первых этапах слова среднего рода будут отнесены к одной из этих двух категорий («весь молоко вылил», «такую платьицу», «большая яблока»).
Осознание семантического аспекта происходит приблизительно к трем годам — возрасту освоения элементарной половой идентичности. С этого момента случаи несовпадения грамматического рода с полом одушевленных существительных начинают вызывать у ребёнка протест. Это касается существительных общего рода («Сирота — это же девочка!»); существительных мужского рода, обозначающие лица по роду занятий («Я не рыцарька»); зоонимов («Там дедушка-черепах был»); других существительных, которым придаются одушевленные свойства («Нет, я не пень. Эта только ты пень и мама пеня»).
Система склонений также поначалу упрощена до бинарной оппозиции: слова третьего склонения переходят в первое или второе («какой-то мышь», «из далекого даля», «морковку с грязей»).
Итак, в ядре грамматической системы два рода — мужской и женский, два склонения — первое и второе. Семантика категории рода всегда выражается с помощью грамматики и наоборот, грамматика всегда отражает семантику, если речь идет об одушевленных существительных.
Упрощенные правила формо- и словообразования
В самом общем виде создание новых слов или форм слова представляет собой конструктор, где к основе прибавляются подходящие детали — аффиксы. Вот главные пункты такого конструирования.
1. Основа слова не должна изменяться.
Морфонологические явления на этапе создания первичной грамматической системы игнорируются. Это проявляется в пренебрежении беглыми гласными («нет пёса», «давай вытеремся»), чередованием согласных («посидю», «ухи», «чистее»). Дети стараются избегать переноса ударений («рекá/на рекý», «нóги/нóгами») и наращения основы («имя/с имем»).
При создании новых слов дети тоже стремятся сохранять основу неизменной («геройница», «выступайка», «молоковый», «мужчинский»), но это не выражено так заметно, как при формообразовании.
Итак, в ядре грамматической системы всё формо- и словообразование должно производиться только с помощью добавления аффиксов к неизменной основе, а ударение должно быть закреплено.
2. Стремление использовать один формо- и словообразующий элемент для создания одного типа форм или слов.
Правильнее было бы сказать «стремление свести к минимуму» набор таких элементов.
Этот пункт проявляется, прежде всего, в «экспансии флексий», в образовании форм мн. ч. им. п. только с помощью окончания и/ы («роги», «окны», «браты», «чудовищи»), в расширении сферы суффикса -ин для притяжательных прилагательных («волшебнин рубин», «мальчикина машинка») и т. п.
В словообразовании заметна тенденция к использованию только продуктивных моделей. Например, один продуктивный суффикс для выражения одного смысла: «жаркость», «добрость», «отважность» или «жаркота», «мокротá» и т. п.
Итак, в ядре грамматической системы для создания одной формы всегда будет использоваться единственный формообразующий элемент. Словообразование стремится к тому, чтобы выразить определенную семантику с помощью одного аффикса или одного набора аффиксов.
3. Морфологические правила применяются всегда.
В русском языке встречаются слова, к которым морфологические правила не применяются (несклоняемые существительные, pluralia и singularia tantum). Дети такой способ обращения со словами игнорируют («на пианине», «нет музыков», «отрежем ножницей»), для них морфологические правила тотальны, а исключений не бывает. Морфологические правила применяются и там, где в нормативном языке существуют лакуны.
Пробелы дефектных парадигм будут закрыты детскими инновациями («я победю», «нет мечтов»).
Словообразование в каком-то смысле так же тотально, как и словоизменение. Если продуктивная словообразовательная модель существует, ребёнок будет её использовать для образования любых нужных слов.
Итак, в ядре грамматической системы могут быть образованы любая форма и любое слово по существующей модели. Запреты, исключения, лакуны — отсутствуют.
Выводы
Обширный фонд данных, собранный исследователями детской речи за долгие годы, позволяет суммировать характерные явления и выделить объединяющую их конструкцию — ядро, или каркас, русской грамматики. Это искусственная модель, которая заостряет и доводит до логического завершения тенденции, свойственные детской речи на разных этапах освоения языка.
Литература
1. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. 3. М.: Прогресс, 1963. С. 143–309.
2. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009.
С помощью обобщения типичных явлений детской речи, свойственных разным периодам освоения языка, попытаемся реконструировать искусственную модель, отражающую «совокупность наиболее общих закономерностей», или ядро русской грамматики.
Категория рода
В упрощенной языковой системе монолингва трехродовая модель русской грамматики поначалу будет сведена к противопоставлению «мужского» рода — существительных, оканчивающихся на твердый или мягкий согласный, и «женского» рода — существительных, оканчивающихся на -а. На первых этапах слова среднего рода будут отнесены к одной из этих двух категорий («весь молоко вылил», «такую платьицу», «большая яблока»).
Осознание семантического аспекта происходит приблизительно к трем годам — возрасту освоения элементарной половой идентичности. С этого момента случаи несовпадения грамматического рода с полом одушевленных существительных начинают вызывать у ребёнка протест. Это касается существительных общего рода («Сирота — это же девочка!»); существительных мужского рода, обозначающие лица по роду занятий («Я не рыцарька»); зоонимов («Там дедушка-черепах был»); других существительных, которым придаются одушевленные свойства («Нет, я не пень. Эта только ты пень и мама пеня»).
Система склонений также поначалу упрощена до бинарной оппозиции: слова третьего склонения переходят в первое или второе («какой-то мышь», «из далекого даля», «морковку с грязей»).
Итак, в ядре грамматической системы два рода — мужской и женский, два склонения — первое и второе. Семантика категории рода всегда выражается с помощью грамматики и наоборот, грамматика всегда отражает семантику, если речь идет об одушевленных существительных.
Упрощенные правила формо- и словообразования
В самом общем виде создание новых слов или форм слова представляет собой конструктор, где к основе прибавляются подходящие детали — аффиксы. Вот главные пункты такого конструирования.
1. Основа слова не должна изменяться.
Морфонологические явления на этапе создания первичной грамматической системы игнорируются. Это проявляется в пренебрежении беглыми гласными («нет пёса», «давай вытеремся»), чередованием согласных («посидю», «ухи», «чистее»). Дети стараются избегать переноса ударений («рекá/на рекý», «нóги/нóгами») и наращения основы («имя/с имем»).
При создании новых слов дети тоже стремятся сохранять основу неизменной («геройница», «выступайка», «молоковый», «мужчинский»), но это не выражено так заметно, как при формообразовании.
Итак, в ядре грамматической системы всё формо- и словообразование должно производиться только с помощью добавления аффиксов к неизменной основе, а ударение должно быть закреплено.
2. Стремление использовать один формо- и словообразующий элемент для создания одного типа форм или слов.
Правильнее было бы сказать «стремление свести к минимуму» набор таких элементов.
Этот пункт проявляется, прежде всего, в «экспансии флексий», в образовании форм мн. ч. им. п. только с помощью окончания и/ы («роги», «окны», «браты», «чудовищи»), в расширении сферы суффикса -ин для притяжательных прилагательных («волшебнин рубин», «мальчикина машинка») и т. п.
В словообразовании заметна тенденция к использованию только продуктивных моделей. Например, один продуктивный суффикс для выражения одного смысла: «жаркость», «добрость», «отважность» или «жаркота», «мокротá» и т. п.
Итак, в ядре грамматической системы для создания одной формы всегда будет использоваться единственный формообразующий элемент. Словообразование стремится к тому, чтобы выразить определенную семантику с помощью одного аффикса или одного набора аффиксов.
3. Морфологические правила применяются всегда.
В русском языке встречаются слова, к которым морфологические правила не применяются (несклоняемые существительные, pluralia и singularia tantum). Дети такой способ обращения со словами игнорируют («на пианине», «нет музыков», «отрежем ножницей»), для них морфологические правила тотальны, а исключений не бывает. Морфологические правила применяются и там, где в нормативном языке существуют лакуны.
Пробелы дефектных парадигм будут закрыты детскими инновациями («я победю», «нет мечтов»).
Словообразование в каком-то смысле так же тотально, как и словоизменение. Если продуктивная словообразовательная модель существует, ребёнок будет её использовать для образования любых нужных слов.
Итак, в ядре грамматической системы могут быть образованы любая форма и любое слово по существующей модели. Запреты, исключения, лакуны — отсутствуют.
Выводы
Обширный фонд данных, собранный исследователями детской речи за долгие годы, позволяет суммировать характерные явления и выделить объединяющую их конструкцию — ядро, или каркас, русской грамматики. Это искусственная модель, которая заостряет и доводит до логического завершения тенденции, свойственные детской речи на разных этапах освоения языка.
Литература
1. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. 3. М.: Прогресс, 1963. С. 143–309.
2. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009.