LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Поэтика разделенной реальности

Любовь Дмитриевна Бугаева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

243 Кинозал
2023-03-16
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

реальность; разделение; гетеротопия; разделенное сознание
reality; severance; heterotopia; divided self

Аннотация: В докладе на примере фильмов социального сознания рассматриваются кинематографические воплощения гетеротопии, которыми становятся в первую очередь пространства, в которых меняется привычный порядок и сочетаемость составляющих его элементов, т. е. соединяются миры, казалось бы, несовместимые в силу своей разведенности во времени, пространстве, модальности и т.п. Кинематографическая гетеротопия создает особое пространственное видение, допускающее не просто соединение, но соединение-стык субъективного и объективного, прошлого и настоящего, живого и мертвого, театрального и кинематографического в художественном мире, в т. ч. кинематографическом, и не претендует при этом на фантастичность. Нередко гетеротопия создается соласталгическим переживанием пространства, то есть осознанием деградации и исчезновения привычного мира.

Тезисы

Существует область произведений искусства, которую можно определить как «искусство социального сознания» и «кино социального сознания». Подобные произведения используют материал, взятый в основном либо из природной среды, либо из социальной жизни; их цель — вызвать эмоции и дать возможность пережить опыт, связанный с актуальными проблемами. Одна из этих проблем — деградация и исчезновение привычного мира, который мы знаем и частью которого являемся. Осознание подобной трансформации мира вызывает «соласталгию» (Гленн А. Альбрехт). Хотя на первый взгляд соласталгия обладает чертами сходства с ностальгией, это нечто другое. Ностальгия — это желание вернуться домой, находясь вдали от него, и это «оглядывание назад», желание вернуться в прошлое. Когда мы сталкиваемся с феноменом соласталгии, точнее было бы ассоциировать его не просто с отсутствием или недостатком, как в случае с ностальгией, а с «патологией места», хотя испытываемые чувства схожи. Как отмечает Альбрехт, «негативная трансформация любимого места вызывает негативные эмоции у субъекта, который все еще не перемещен», он все еще «дома», но теперь он «теряет то утешение или тот комфорт, которые получал раньше от связи с домом, так как дом опустел и произошло это под воздействием сил, не зависящих от субъекта» [1]. Соласталгия, в отличие от ностальгии, имеет отношение нее столько к отсутствующему объекту или человеку, сколько к пространству, которое одновременно как бы здесь и не здесь, и к эмоциям, которые мы испытываем, находясь в подобном пространстве.
Ухудшение привычной среды и исчезновение того, что составляет пространство, которое до патологических изменений было любимым «домом», запускает процесс социально значимой интерпретации, а ее важность и смысл зависят от политического или социального контекста. Кинематограф социального сознания направлен на формирование осознания текущих климатических, экологических и социальных процессов через эмоциональную вовлеченность зрителя. Неудивительно, что многие проекты, призванные привлечь внимание общества, включают в себя не только кинематограф, но и AR, MR или VR, которые, в свою очередь, требуют активного восприятия и/или взаимодействия не только с элементами произведения искусства, но и с создаваемой ими реальностью. Так, примерами соласталгического искусства выступают и проект смешанной реальности Solastalgia, представленный на выставке New Frontier Exhibitions на кинофестивале Sundance в 2020 г. и демонстрирующий антиутопическое будущее глазами космонавтов — нашу планету как кладбище, оживляемое периодическими флешбэками в последние дни человечества, и фильм Дмитрия Давыдова «Молодость», представленный на Московском кинофестивале в 2022 г. и рассказывающий историю 40-летнего Василия, который спустя более 20 лет возвращается домой в Якутию. 
Пространство в фильме «Молодость», отличающееся особой соласталгической атмосферой, отвечает введенному Мишелем Фуко понятию гетеротопии. В «Других пространствах» Фуко называет гетеротопиями местоположения, «у которых есть любопытное свойство: они соотносятся со всеми остальными местоположениями, но таким образом, что приостанавливают, нейтрализуют или переворачивают всю совокупность отношений, которые тем самым ими обозначаются, отражаются или рефлектируются», т. е. являются «пространствами, находящимися в связи со всеми остальными и, однако же, противоречащими всем остальным» [2]. Фуко предполагает, что изменение привычного порядка и системы вещей ведет к гетеротопии  появляются «места, находящиеся за пределами всех остальных мест», и при этом фактически локализуемые. При этом гетеротопия есть одновременно место открытое и закрытое, проницаемое и замкнутое, и, добавим, локализуемое топографически как в действительном, так и в художественном мире. Интерпретируемая подобным образом гетеротопия позволяет соединять «в одном реальном месте несколько пространств, несколько местоположений, которые сами по себе несовместимы» [3], а также создавать иллюзорное пространство, по отношению к которому пространство реальности может представать еще более иллюзорным. 
Выделенный Фуко принцип гетеротопии в художественном произведении может воплощаться в поэтике произведения, в формах хронотопа, в художественной модальности и вариантах ее подвижности. Воплощением гетеротопии в кинематографе становятся в первую очередь пространства, в которых меняется привычный порядок и сочетаемость составляющих его элементов, т. е. соединяются миры, казалось бы, несовместимые в силу своей разведенности во времени, пространстве, модальности и т. п. При этом речь идет именно о пространственном аспекте кинопалимпсеста. Кинематографическая гетеротопия не нарушает заданную в фикциональном мире произведения логику. Но она создает особое пространственное видение, допускающее не просто соединение, но соединение-стык субъективного и объективного, прошлого и настоящего, живого и мертвого, театрального и кинематографического в художественном мире, в т. ч. кинематографическом, и не претендует при этом на фантастичность. В фильме Д. Давыдова «Молодость» гетеротипическое пространство создается ресайклингом позднесоветского в безуспешных попытках героя вернуться на 20 лет назад, хотя есть и другие примеры гетеротопии, не обязательно связанные с соласталгическим переживанием (в частности, гетеротопическое пространство в научно-фантастическом сериале “Severance”, 2022, где гетеротопией оказывается пространство сознания).

[1] Albrecht, Glenn A. (2019). Earth Emotions: New Words for a New World. Ithaca and London: Cornell University Press. P. 47.
[2] Фуко, М. (2006). Другие пространства. В: Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис. Ч. 3. С. 195.
[3] Там же. С. 196, 202, 200.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 19–18–00414-П «Советское сегодня (Формы культурного ресайклинга в российском искусстве и эстетике повседневного. 1990–2010-е годы»).