Семантика эффекта реальности в кино и минус-архетипы
Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет
Констанцский университет
243 Кинозал
2023-03-16
12:40 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: эффект реальности; звуковое кино; архетипы
Достижение эффекта реальности (effet de réel) в искусстве фильма заключается не только в правдоподобии передаваемой на экране обстановки действия и не только в отказе режиссеров от приемов, подчеркивающих условность изображения (например, от монтажа, не мотивированного мизансценой), но и в создании особого смыслового строя кинопроизведения. Кинореализм не просто игнорирует архетипы, а обращается к ним с тем, чтобы лишить их релевантности. В докладе предполагается проследить за тем, как киноискусство, рассчитанное не на остранение, а на узнавание изображаемого в нем мира, использует зачеркнутые архетипы, начиная с того момента, когда оно становится звуковым.
Достижение эффекта реальности (effet de réel) в искусстве фильма заключается не только в правдоподобии передаваемой на экране обстановки действия и не только в отказе режиссеров от приемов, подчеркивающих условность изображения (например, от монтажа, не мотивированного мизансценой), но и в создании особого смыслового строя кинопроизведения. Кинореализм не просто игнорирует архетипы, а обращается к ним с тем, чтобы лишить их релевантности. В докладе предполагается проследить за тем, как киноискусство, рассчитанное не на остранение, а на узнавание изображаемого в нем мира, использует зачеркнутые архетипы, начиная с того момента, когда оно становится звуковым.
Тезисы
БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Достижение эффекта реальности (effet de réel) в искусстве фильма заключается не только в правдоподобии передаваемой на экране обстановки действия и не только в отказе режиссеров от приемов, подчеркивающих условность изображения (например, от монтажа, не мотивированного мизансценой), но и в создании особого смыслового строя кинопроизведения. Существенным для семантики кинореализма представляется его направленность на разрушение архетипических схем, лежащих в основе художественного творчества. Так, в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть» (2010) деструкции подвергается миф о близнецах, закладывающих некую социокультурную традицию. Facebook здесь – детище не братьев Кэмерона и Тейлора Уинклвоссов, а их соперника, которого они обвиняют в краже их идеи. Кинореализм не просто игнорирует архетипы, а обращается к ним с тем, чтобы лишить их релевантности. В докладе предполагается проследить за тем, как киноискусство, рассчитанное не на остранение, а на узнавание изображаемого в нем мира, использует зачеркнутые архетипы, начиная с того момента, когда оно становится звуковым.
Достижение эффекта реальности (effet de réel) в искусстве фильма заключается не только в правдоподобии передаваемой на экране обстановки действия и не только в отказе режиссеров от приемов, подчеркивающих условность изображения (например, от монтажа, не мотивированного мизансценой), но и в создании особого смыслового строя кинопроизведения. Существенным для семантики кинореализма представляется его направленность на разрушение архетипических схем, лежащих в основе художественного творчества. Так, в фильме Дэвида Финчера «Социальная сеть» (2010) деструкции подвергается миф о близнецах, закладывающих некую социокультурную традицию. Facebook здесь – детище не братьев Кэмерона и Тейлора Уинклвоссов, а их соперника, которого они обвиняют в краже их идеи. Кинореализм не просто игнорирует архетипы, а обращается к ним с тем, чтобы лишить их релевантности. В докладе предполагается проследить за тем, как киноискусство, рассчитанное не на остранение, а на узнавание изображаемого в нем мира, использует зачеркнутые архетипы, начиная с того момента, когда оно становится звуковым.