Библейские образы в русских загадках
Ольга Сергеевна Орлова
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
198
2023-03-15
19:30 -
19:50
Ключевые слова, аннотация
загадка; библейские образы; культурная коннотация
Аннотация: Доклад посвящён рассмотрению библейских образов в загадках русской традиционной культуры. На материале русских народных загадок, вошедших в сборники В.В. Митрофановой [Митрофанова 1968], М. А. Рыбниковой [Рыбникова 1932], Д. Н. Садовникова [Садовников 1876], описываются библейские образы, воплощённые в загадочных текстах. Загадка исследуется как культурно-языковой знак с насыщенной коннотацией.
Аннотация: Доклад посвящён рассмотрению библейских образов в загадках русской традиционной культуры. На материале русских народных загадок, вошедших в сборники В.В. Митрофановой [Митрофанова 1968], М. А. Рыбниковой [Рыбникова 1932], Д. Н. Садовникова [Садовников 1876], описываются библейские образы, воплощённые в загадочных текстах. Загадка исследуется как культурно-языковой знак с насыщенной коннотацией.
Тезисы
Загадка — словесное образное выражение, данное в виде вопроса или утверждения, которое содержит иносказательное описание предмета или явления. Загадки создавались для хранения и передачи сакрального знания из поколения в поколение. Традиционные загадки отражают народное мировидение, современные загадки передают особенности современной ментальности. Загадки являются культурно-языковыми знаками с насыщенной коннотацией.
Загадки русского народа кодируют «денотаты библейских реалий», а библейские образы часто используются в загадках о самых разных объектах материальной действительности и различных явлениях, событиях, действиях, что указывает на древнейшую связь загадок с сакральными для человека сферами.
Декодирование загадок обусловлено как опытом, умением обобщать эмпирические наблюдения, способностью к их быстрому генерированию (сообразительность, смекалка), так и знанием культуры. Загадка «прочитывается» в контексте культуры, в которой бытует; разгадывается с опорой на знания этой культуры. Но и, анализируя народные загадки, возможно «вытащить на поверхность» культурно-значимую информацию об объекте загадывания.
На примере загадок, в семантику которых вплетены библейские образы, в докладе рассматривается, как культурно-значимая информация воплощается в загадках русского народа; описываются библейские образы в рассмотренных загадочных текстах. Материалом исследования послужили загадки, вошедшие в сборники загадок русского народа В. В. Митрофановой [Митрофанова 1968], М. А. Рыбниковой [Рыбникова 1932], Д. Н. Садовникова [Садовников 1876].
Литература
1. Митрофанова В. В. Загадки. — Л.: Наука, 1968. — 256 с.
2. Рыбникова М. А. Загадки. — М.: Л.: Academia, 1932. — 472 с.
3. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. — Спб.: Типография Н.А. Лебедева, 1876. — 333 с.