LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Реализация словообразовательного потенциала ключевых слов современности / The realization of derivational potential of the modernity keywords

Светлана Евгеньевна Родионова
Докладчик
доцент
Башкирский государственный университет

214
2023-03-21
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: ключевые слова современности; словообразовательный потенциал; окказионализм; языковая игра.
Аннотация: Представлен анализ деривационных процессов, затрагивающих ключевые слова современности, находящиеся в центре социального внимания и отражающие мировоззренческие ориентиры современников. На материале ключевых слов из сферы цифровых технологий и электронных масс-медиа анализируется реализация их словообразовательного потенциала в интернет-текстах и особенности окказионального словотворчества.
Keywords: modernity keywords; derivational potential; nonce word; language game. Abstract: In the paper derivational processes involving modernity keywords are analysed. The modernity keywords are in society's spotlight, they reflect worldview of our contemporaries. We study keywords from the spheres of digital technologies and online mass-media, analysing their derivational potential and its realization in the Internet texts, as well as characteristics of the nonce words formation.

Тезисы

Мониторинг активных процессов в русском языке новейшего времени (2010-2020-е гг.) представляет существенный интерес как с точки зрения выявления вектора развития нашего языка, так и в плане языковой саморефлексии российского общества. Особую значимость в этом плане представляет анализ деривационных процессов, затрагивающих коммуникативно активную лексику, так называемые ключевые слова современности (в другой терминологии – ключевые слова эпохи, ключевые слова текущего момента, маркеры эпохи) [Ильясова 2014; Попова 2017] — «слова, обозначающие явления и понятия, находящиеся в фокусе социального внимания» [Земская 1996: 92], отражающие в сознании наших современников «ценности, признаваемые ими в качестве важных, необходимых, полезных материальных благ и идеалов, жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров» [Попова 2017: 96]. Мы опираемся на материалы, собранные студентами бакалавриата и магистратуры филологического факультета в течение 2020–2022 гг. в ходе изучения курса «Активные процессы в современном русском языке», в том числе касающиеся особенностей функционирования ключевых слов современности из сферы цифровых технологий и электронных масс-медиа (аккаунт, бренд, интернет, лайк, медиа, онлайн, Тик-ток, фейк, хайп, IT, QR и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что, опираясь на критерии, предложенные упомянутыми выше исследователями, в число ключевых слов современности целесообразно включать не только узуальные слова, но и жаргонизмы (при условии, что они на достаточно долгое время остаются в центре внимания по крайней мере молодежной аудитории), и аббревиатуры, и имена собственные. Все они имеют высокую частотность употребления, активно вступают в синонимические отношения, расширяют свою семантику и, как следствие, во многом отражают и определяют особенности мировоззрения нашего современника. Как показывают наблюдения, ключевые слова обладают высоким деривационным потенциалом, который, кстати, является и одним из критериев выделения данных лексем [Попова 2020]. Направления их словообразовательной активности весьма многообразны. Так, мы наблюдаем повышение продуктивности отдельных словообразовательных моделей, таких, как именная префиксация и суффиксация (с суффиксами -изация, -ость, -ск-, -н-, -ов-, префиксами пост-, супер-, гипер-, анти- и т.п. – интернетизация, онлайновый, демпинговость, антигламур, супербренд), окказиональных способов усечения и телескопии (прога, преза, коммент, ноут, ковикулы, карантикулы, инет). Другой активной моделью становится образование сложных слов (композитов) (контентмейкер, кибератака, медиафейк, коворкинг-центр, премиум-аккаунт), в том числе от аббревиатур и английских аббревиатурных аналогов, которых немало среди ключевых слов (IT-технологии, QR-безумие). Как видно, сочетание кириллицы и латиницы в производных словах является тоже достаточно частотным явлением (ср. также: fashion-индустрия, flash-анимация). Эта словообразовательная активность ведет к образованию новых словообразовательных гнезд, в том числе часто — «полуокказиональных», от коммуникативно активных слов: онлайн – онлайновый, онлайн-лекция, онлайн-игра, онлайновский, онлайнить, поонлайнить; спам – спамить, спамщик, спамер, спам-фильтр, спам-бот, спам-атака, спам-реклама, заспамить; кибер – киберсталкер, киберпанк, кибербуллинг, кибершок; Тик-ток – тик-токер, тик-токерша, тикток-хаус, тик-токнутый). В число коммуникативно активных ключевых слов попадают, как мы отмечали, и жаргонные лексемы: кринж, лайк, хайп. Они также образуют словообразовательные гнезда с большим количеством окказиональных экспрессивных дериватов: кринж – кринжатина, кринжатура, кринжануть, кринжово, кринжеватый; лайк – лайкать, лайкнуть, облайкать; хайп – хайповый, хайповать, хайпануть, хайпожор, хайпожорство, хайповость, хайпер. В рассмотренных гнездах мы встречаемся с интересными проявлениями словообразовательной языковой игры, реализуемой прежде всего путем окказиональных способов словопроизводства высокой степени экспрессивности (стрессонастойчивость, хвастограмм), а также большим количеством случаев потенциального словообразования (похайповать, клипмейкерство, брендировать). Обращает на себя внимание при этом свободное и непринужденное соединение иноязычных в большинстве своем основ и исконно русских формантов создателями потенциальных дериватов: спамообразный (прошу прощения за спамообразный пост), облайкать (облайкал все фото в соцсети), добрендироваться (добрендировались пока только до нескольких слоганов) и т.п. Словотворчество, прежде всего используемое молодежной аудиторией и ориентированное на эту аудиторию, являющееся ярким средством речевого воздействия, отражает стихийное, интуитивное владение ее представителями многообразными узуальными и окказиональными словообразовательными моделями, позволяющими говорящему выразить тонкие оттенки смыслов, в том числе коннотативной семантики. Интересной задачей стала бы, на наш взгляд, попытка подробного изучения словообразовательных гнезд, вершиной которых являются ключевые слова, с точки зрения их структуры и потенциального пополнения, типовых деривационных моделей, отражения в них потребности в языковой игре и реализации богатейших возможностей развития русского языка.
Литература:
1. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 90–141.
2. Ильясова С. В. Ключевые слова-маркеры эпохи как объект языковой игры (на материале языка российских СМИ) // Грани познания. Волгоград, 2014. № 1. С. 60–62.
3. Попова Л. А. Ключевые слова современности: проблема термина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Филологические науки. 2017. № 5 (166). С. 93–97.
4. Попова Л. А. Деривационный потенциал ключевых слов (на примере лексемы дизайн) // Приоритеты современной русистики в осмыслении языкового пространства: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 9499.