LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности метрико-строфического репертуара Державина на фоне поэзии его современников

Екатерина Алексеевна Пастернак
Докладчик
младший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

124
2023-03-16
17:10 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Державин; поэзия XVIII века; метрика; строфика
Derzhavin; poetry of 18th century; metric; stanzas
Доклад посвящён хронологии изменений метрики и строфики Г. Р. Державина, сравнению метрики и строфики из прижизненно опубликованных "Сочинений" и общего корпуса стихотворений, её сравнению с авторами-современниками поэта. Корпусный анализ уточняет представление о роли творчества Державина в истории поэзии XVIII–XIX вв., а также об истории некоторых расхожих в научной литературе утверждений о нём.
The report is devoted to the chronology of changes in the metrics and stanzas of G. R. Derzhavin, comparison of the metrics and strophics from the "Works" published during his lifetime and the general corpus of his poems, and its comparison with the authors of the poet's contemporaries. The corpus analysis clarifies the idea of the role of Derzhavin's work in the history of poetry of the 18–19th centuries, as well as the history of some statements about him that are common in scientific literature

Тезисы

Судьба творческого наследия Г. Р. Державина не совсем обычна: оно давно привлекает внимание исследователей (среди первых работ можно назвать ещё «Ключ к сочинениям Державина» Н. Ф. Остолопова, вышедший в 1822 г.), однако творчество одного из самых известных и почитаемых русских поэтов в чём-то до сих пор остаётся недооценённым и недостаточно изученным. В некоторых же аспектах оно рассматривалась лишь фрагментарно и нечасто, реже, чем творчество некоторых других, менее прославленных стихотворцев. К таковым относится и изучение версификационных особенностей его стихотворений, в том числе — на фоне современников. Мы рассматриваем и анализируем метрико-строфический репертуар всех державинских стихотворений. Это 681 произведение, 325 из которых были опубликованы при жизни поэта в «Сочинения Державина», остальные — в академическом собрании под редакцией Я. К. Грота, а также в изданиях серий «Библиотека поэта» (1933, 1957) и «Литературные памятники» (1986). Варианты, наброски, незавершённые стихотворения нами не учитывались. Полученные данные рассматриваются тремя способами. Во-первых, нас интересовал хронологический анализ. Метрика и строфика анализируются по десятилетиям (если известна точная дата написания произведения), что позволяет увидеть, какие особенности стихотворений Державин вводит уже в ранней лирике, как быстро он позволяет появиться каким-либо новшествам, какие особенности, напротив, появляются только в позднем творчестве. Некоторые из полученных данных позволяют существенно уточнить представление о поэтике державинского творчества и об особенностях его стиля работы со стихом. Так, к примеру, первая точно датируемая попытка Державина как-то разнообразить свой метрический репертуар относится только к 1775 г. — через 8 лет после его первых точно датированных стихотворений. Некоторые произведения, по выражению Грота, относятся к «стихотворениям неизвестных годов». Очевидно, что в таком случае невозможно говорить о каком-либо изменении тенденций, но такие произведения характеризуются вместе для того, чтобы представление о державинской лирике было более точным. Например, появление «Песен» датируется только приблизительно, однако важно понимать, что Державин пробовал имитировать народную лирику ещё в XVIII в., в том числе с точки зрения версификации: именно в этих недатированных песнях он использует столь редкие у него в целом (и вообще в это время) дактилические клаузулы. Во-вторых, нас интересовало сравнение версификационных особенностей тех 325 стихотворений, которые Державин счёл нужным опубликовать в прижизненных «Сочинениях», с версификационными особенностями всех опубликованных стихотворений. Многие тенденции оказываются общими — так, к примеру, Державин в любом случае тяготеет к написанию произведений ямбом, он очень любит использовать 6- и 8-стишия, — однако некоторые из них неодинаковы. Так, поэт не включил в «Сочинения» большое количество мелких стихотворений, которые составляют значительную часть его творческого наследия. Многие из них написаны разностопным ямбом или ямбом с укороченным последним стихом, — эти размеры он использует в «Сочинениях» совсем не столь часто, как в общем корпусе. Кроме того, такое рассмотрение позволяет уточнить и некоторые представления о жанровых предпочтениях поэта. Творчество Державина прочно ассоциируется с одическим жанром, между тем произведений, написанных одической децимой, у него далеко не абсолютное большинство, кроме того, некоторые из од он не перепечатывал. Представление о Державине-одописце, давно сложившееся в научной литературе, корректируется с помощью корпусного исследования. В-третьих, мы сравнивали полученные данные с общими данными по метрике и строфике второй половины XVIII–первых двух десятилетий XIX в., которые приводят в своих трудах К. Д. Вишневский, Дж. Смит и другие исследователи. Такое сравнение позволяет увидеть, насколько Державин (не) похож на своих современников, в чём заключается суть сходств и различий, а также проследить за тем, как именно менялось его творчество. Так, если метрические предпочтения поэта в XVIII в. совпадают с общими тенденциями, то в XIX в. они существенно меняются, поэт в целом непохож на своих современников: к примеру, он гораздо реже, чем они, выбирает ямб, зато его гораздо больше интересуют трёхсложные размеры. С точки зрения строфических предпочтений поэт неожиданно оказывается весьма далёким от своих современников и в XVIII, и в XIX в. Таким образом, корпусный анализ метрики и строфики Державина уточняет представление не только о частных особенностях его поэтики, но и о его роли в истории поэзии XVIII–XIX вв., а также об истории некоторых утверждений о его творчестве, которые стали расхожими в научной литературе, посвящённой этому периоду.
Исследование выполнено в Институте мировой культуры МГУ имени М. В. Ломоносова за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 19-78-10132)