LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Можно ли измерить эмотивность текста?

Лариса Александровна Пиотровская
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

184
2023-03-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Эмоциогенность текста; художественный текст; интонация.
Поскольку для определения степени эмоциогенности текста необходимо оценивать результат его восприятия, предложено анализировать интонационные характеристики речи человека, читающего текст. Для экспериментального исследования выбраны два эмотивных художественных текста: «светлый» и «печальный» по классификации В. П. Белянина. В экспериментальном исследовании приняли участие 25 студентов 1-го курса Санкт-Петербургской академии театрального искусства и 25 студентов 1-го курса РГПУ им. А. И. Герцена. Эмоциогенность текстов оценивалась на основе слухового анализа интонации речи испытуемых. Высокая степень эмоциогенности текста предполагает, что адресат испытывает те же эмоции, что и персонаж. В этом случае эмоции выражены в интонационном оформлении речи, при этом степень эмоциогенности текста зависит от количества просодических признаков, использованных испытуемым. Определены факторы, обусловившие разброс просодических характеристик.

Тезисы

Эмоциогенность текста понимается нами как результат восприятия текста, связанный с каузацией определенных эмоций у адресата, при этом степень эмоциогенности одного и того же текста может варьировать, поскольку она зависит не только от содержания текста, но и от личности адресата. Поскольку в интонационных (и шире — в просодических) характеристиках выражается эмоциональное состояние субъекта речи, нами предложено определять степень эмоциогенности текста на основе анализа речи испытуемых, читающих текст вслух. Такой способ оценки эмоциогенности текста коррелирует со следующей гипотезой: высокая степень эмоциогенности текста предполагает, что адресат встает на позицию персонажа и, как следствие, испытывает те же эмоциональные переживания; в этом случае эмоции будут выражены в интонационном оформлении речи человека, читающего текст.
При выборе языкового материала за основу была взята типология текстов по их эмоционально-смысловой доминанте, разработанная В. П. Беляниным на основе психолингвистического (точнее — психиатрического) анализа художественной литературы. Он предложил различать пять типов текстов: 1) «светлые», 2) «темные», 3) «красивые», 4) «веселые» и 5) «печальные» [Белянин 2000]. Для экспериментального исследования нами были выбраны «светлый» и «печальный» тексты, соответственно фрагмент из романа Э. Золя «Карьера Ругонов» и начало рассказа Л. Андреева «В подвале». Значительный эмоциогенный потенциал этих текстов обусловлен тем, что в них описываются ненормальные ситуации.
В экспериментальном исследовании, выполненном совместно с исследователями из Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН и Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, принимали участие две группы испытуемых: студенты 1-го курса Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (25 человек) и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (25 человек).
На основе слухового анализа была произведена интонационная разметка текстов с использованием классификации интонационных конструкций (ИК) русского языка, разработанной Е. А. Брызгуновой [Русская грамматика 1980: 96–122]. Обобщение различных фонетических исследований, посвященных интонационному выражению эмоций, позволило выделить следующие значимые акустические параметры: тембр; регистр; общий диапазон; общий темп; увеличение длительности отдельных звуков; общий уровень интенсивности; преобладающие типы интонационных конструкций.
Сформулируем основные результаты восприятия «светлого» текста.
Испытуемые, речь которых свидетельствует о высокой степени эмоциогенности воспринимаемого текста, выражали восторг и нежность. Наиболее яркими просодическими коррелятами этих эмоций являются следующие: светлый тембр; высокий регистр; расширенный диапазон; повышенный уровень интенсивности; увеличение длительности ударных гласных в слове, стоящем под синтагматическим ударением; большое количество синтагм, оформленных с помощью ИК-5 (собственно эмотивным понижением тона) и ИК-2а (эмоционально окрашенным понижением тона), что соответствует данным, полученным другими исследователями.
Наиболее ярким признаком, позволяющим оценивать степень эмоциогенности текста для разных испытуемых, по нашим данным, является количество синтагм с ИК-5. При этом выявляется следующая закономерность: при большом количестве синтагм, оформленных этим типом интонации (7 и более), обязательно будут представлены и все другие просодические признаки, свидетельствующие о максимальной степени эмоциогенности текста.
Обобщение результата восприятия "печального текста" позволяет выделить следующие просодические характеристики.
Показателями высокой степени эмоциогенности фрагмента рассказа Л. Андреева является выражение пассивных отрицательных эмоций — обреченности, состояния подавленности, которые были выражены следующими просодическими признаками: темный, мрачный тембр; низкий регистр; сужение общего диапазона; замеленный общий темп; увеличение длительности ударных гласных звуков; снижение общего уровня интенсивности; преобладание в неконечных синтагмах ИК-6 в средне-нижнем, а не в средне-высоком регистре, а в конечных — ИК-1 с неглубоким понижением тона или ИК-2а. Самым ярким, на наш взгляд, просодическим признаком, свидетельствующим о высокой степени эмоциогенности этого текста, является суженный частотный диапазон, следствием чего стала реализация всех интонационных конструкций, даже ИК-3, которая в эмоционально нейтральной речи должна охватывать весь индивидуальный частотный диапазон.
Основные выводы
Показателем степени эмоциогенности обоих текстов является количество просодических признаков, используемых конкретным испытуемым.
При минимальной степени выразительности, как правило, меняется диапазон (сужается – при выражении активных эмоций и расширяется – при выражении активных эмоций) и тембр (в текстах с положительной эмоционально-смысловой доминантой он становится светлым, а в текстах с отрицательной доминантой, напротив, темным).
При средней степени выразительности, кроме названных, маркированным является также регистр (в «светлом» тексте — повышается, а в «печальном» тексте — понижается); доминирует не эмоционально нейтральное (ИК-1), а эмоционально маркированное понижение тона (ИК-2а), а также ИК-5 (в «светлом» тексте).
При высокой степени эмоциогенности текста добавляется также увеличение длительности гласных звуков в слове, стоящем под синтагматическим ударением.
Разброс просодических характеристик при чтении художественных текстов обусловлен следующими факторами:
1) интерпретацией эмоций как пассивных или активных;
2) глубиной проникновения адресата в содержание текста;
3) способностью испытуемого испытывать те же эмоции, что и персонаж;
4) умением испытуемого расслабиться в экспериментальных условиях.
Литература:
1. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). М.: Триволта, 2000. 248 с.
2. Русская грамматика. 1980. Т. 1 / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 784 с.