LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Глагол «поддержать» в русском языке (когнитивно-дискурсивный подход)

Алина Андреевна Галюк
Докладчик
преподаватель
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

205
2023-03-14
17:30 - 17:45

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: когнитивно-дискурсивный анализ; глагол; когнитивная структура; языковая картина мира
Аннотация: Доклад посвящен описанию феномена поддержки в русском языке посредством анализа слова-репрезентанта «поддержать» с позиции когнитивной лингвистики. Материалом для исследования послужили данные толковых словарей русского языка, контексты «Национального корпуса русского языка», интернет-источники. В результате исследования обнаружены ключевые когнитивно-дискурсивные характеристики лексемы, смоделирована когнитивная структура глагола.

Тезисы

Оказание поддержки  базовое понятие как в лингвистическом, так и в экстралингвистическом пространстве в различных языках, однако, будучи универсальным явлением, данное понятие может отражать различные когнитивные структуры в каждом языке.
Целью исследования явилось определение основных семантико-когнитивных, дискурсивных и ситуативных характеристик глагола поддержать в русском языке для выявления когнитивной модели единицы, ее денотативного пространства. Выбор данной части речи при анализе феномена поддержки объясняется, прежде всего, акциональной природой исследуемой категории.
В качестве ведущего метода анализа был выбран когнитивно-дискурсивный подход. Он подразумевает многоаспектное описание языковых феноменов как фактов познания и коммуникации с учетом ситуативной обусловленности речевой деятельности человека [Финикова 2018: 24]. Интегративный характер названного подхода обусловлен учетом не только собственно лингвистических, но и экстралингвистических факторов [Авдеева 2020: 18-19].
Анализ глагола поддержать включал следующие этапы: 1) лексикографическая характеристика лексемы; 2) рассмотрение контекстов употребления единицы, представленных в «Национальном корпусе русского языка» и источниках интернета, а также ситуаций использования; 3) определение базовых признаков лексической единицы посредством когнитивно-дискурсивного анализа; 3) конструирование когнитивной модели глагола.
Лексема поддержать, согласно данным толковых словарей, имеет два лексико-семантических варианта: 1) ‘придержать кого-либо или что-либо, не дав упасть’; 2) ‘помочь’, при этом отмечается моральный характер данной помощи, ее связь с ободрением и вселением уверенности в человека [МАС, III: 184]. По принципу дополнительности, представленные значения связаны тем, что человек оказывает содействие другому в сложных ситуациях, но в первом случае помощь носит буквальный физический характер, наблюдается мгновенный характер действия, что обусловлено резким падением человека, а во втором значении наблюдается нивелирование прочной связи с соматическим кодом, что и привело к разграничению данных категорий.
Глагол поддержать как репрезентант когнитивной модели «оказать человеку помощь в сложной ситуации» может вербализовать ситуацию помощи в критической ситуации, имеющей общечеловеческую значимость (война, стихийные бедствия). В этом случае поддержка осуществляется за счет доброго отношения и конкретных действий субъекта. Как правило, субъект или объект одновременно оказываются в указанных ситуациях или же у субъекта ранее отмечался опыт пребывания в экстремальной ситуации.
Выделяются индивидуальные критические ситуации (личное горе человека). Способы помощи варьируются: это могут быть слова поддержки, сказанные в контактной или дистантной форме, действия, направленные на решение проблемы человека. Обнаруживается идея о взаимной поддержке: подразумевается, что если индивид поддержал человека, то последний тоже должен помочь в трудных обстоятельствах.
Частотно использование глагола поддержать в религиозном дискурсе, подчеркивается, что поддержка — это возможность, позволяющая людям сблизиться.
Поддержка может оказываться не только на эмоциональном, но и на материальном уровне. Бинарный характер поддержки фиксируется в узле фрейма «способы помощи».
Выделяются ситуации, сопряженные с личностным развитием людей, при этом объектом поддержки является начинающий специалист (исполнитель, поэт, бизнесмен, учитель), субъект же представляет собой опытного или влиятельного человека, который оказывает помощь преимущественно невербальными способами, а именно посредством действий или материальных вложений.
Субъектом и объектом поддержки является взрослый человек или определенное количество людей. Часто при глаголе выступают наречия образа действия, меры и степени (весомо, очень; дополнительно, всячески, духовно, морально, психологически, материально), что закрепляется в терминале фрейма «характер поддержки». В этот узел также входит информация о вербальном или невербальном способе помощи.
Публицистический дискурс демонстрирует контексты, в которых субъектно-объектные отношения глагола поддержать детерминируются исключительно финансовой поддержкой, при этом субъектом выступает как одушевленное, так и неодушевленное существительное. Обнаруживается ситуативная вариативность: помощь оказывается не только в личных и социальных критических ситуациях, но и в спокойных жизненных обстоятельствах с целью финансового обеспечения.
Таким образом, представление о поддержке, вербализованное глаголом поддержать, в русском языковом сознании основывается на осуществлении в сложных для индивида или общества ситуациях речевых и неречевых действий, имеющих духовные или материальные основания. В разных типах дискурса фиксируется идея о поддержке при наставничестве, взаимной поддержке, важности помощи для духовного сближения людей. В публицистических текстах чаще отмечается финансовая обусловленность поддержки. Прототипический сценарий глагола моделируется следующим образом: наличие у человека проблемы — финансовая, моральная или невербальная помощь от другого человека — разрешение проблемы / улучшение психо-эмоционального состояния. В ситуации финансирования скрипт претерпевает изменения: отсутствие нужного количества денег при реализации проектов — решение о материальном обеспечении – финансовая помощь – реализация проектов.
Литература:
1. Авдеева М.Д. Когнитивно-дискурсивный аспект семантики глаголов лексико-семантической группы «СВЕЧЕНИЕ»: Дис. … канд. филол. наук. Мытищи, 2020. 189 с.
2. Словарь русского языка. Т. I-IV. М: «Русский язык», 1985—1988.
3. Финикова И. В. Методология когнитивно-дискурсивного анализа в современной лингвистике // Актуальные вопросы современной науки: Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Томск, 19 июня 2018 года. Томск: ООО Дендра, 2018. С. 19—27.