Курс «Прикладная лингвистика (ПЛ) в структуре современного научного знания»
Сергей Викторович Чебанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
193
2023-03-16
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Прикладная лингвистика;
курс прикладной лингвистики; магистратура; когнитивная графика; ментальные
пространства.
Курс «Прикладная лингвистика (ПЛ) в структуре современного научного знания» планировался как обобщение знаний полученных в бакалавриате кафедры при продолжении обучения. Для сторонних магистрантов курс был введением в специальность, уравнивая их с соучениками.
Курс «Прикладная лингвистика (ПЛ) в структуре современного научного знания» планировался как обобщение знаний полученных в бакалавриате кафедры при продолжении обучения. Для сторонних магистрантов курс был введением в специальность, уравнивая их с соучениками.
Тезисы
Поскольку компьютеризация потребовала сочетания в подготовке матлингвистов
кроме лингвистических и математических ещё и компьютерных дисциплин [Чебанов 2019], а Болонский
процесс разделил образование на две ступени, А.С.Гердом была поставлена задача создания
к 2011 г. указанного курса для первого семестра магистратуры (20 и 40 час. на лекции
и индивидуальную работу — общая трудоёмкость 2 единицы).
Курс планировался как обобщение знаний полученных в бакалавриате кафедры при продолжении обучения. Для сторонних магистрантов курс был введением в специальность, уравнивая их с соучениками. Позже таких магистрантов стало больше за счёт бакалавров и специалистов по философии, логике, экономике, истории, математике… из СПбГУ, других вузов и городов страны и зарубежья, причём были потоки, на которых никто не имел профильного образования. В итоге курс оказался введением в специальность, хотя магистранты с профильным образованием видят в нём новый материал или новый взгляд на известный. Т. о.. курс даёт 1) обзор ПЛ и смежных областей и 2) средство систематической оценки разработок по ПЛ на предмет соответствия провозглашаемым принципам.
Курс строится на следующих основаниях.
А. Фиксируется три способа рассмотрения ПЛ.
1. Историческое показывает, что прикладные по сути проблемы лингводидактики, изучения родного и иностранных языков, риторики, речевого этикета и культуру речи, нормативной стилистики, орфографии и орфоэпии столь давно осознаны (уходя в исследуемое биосемиотикой освоение знаковых систем животными) и столь тесно связаны с лингвистикой как такой, что они неотделимы от общего языкознания и не воспринимаются как сфера ПЛ. ПЛ можно отсчитывать от становления терминоведения и функциональной стилистики между мировыми войнами. Тенденция же отрыва разработанных областей от ПЛ и отхождения их к общему языкознанию остается в силе и ныне (лингвистические базы данных, корпусные методы, лингвистическая география и т. д.).
2. Рассмотрение философско-методологических оснований ПЛ формирует представление о должном, позволяя оценивать сущее. Важнейшими основаниями являются различения:
- Аристотелем теоретической, практической и пойетической философий, оперирующих со знанием, умением и творением.
- Гнозиса (постижения) и техне (создания) как типов отношения к миру.
- Фаз цикла деятельности (предпроектные изыскания, изобретение, воплощение, пуско-наладка, эксплуатация, реконструкция, демонтаж).
- Концепций языка и речи (герменевтики, филология, лингвистики, семиотики, функциональной лингвистики — прагмалингвистики и когнитивной лингвистики).
Эти различения позволяют трактовать ПЛ как практическое и пойетическое техне в сфере изобретения, воплощения…демонтажа в функциональной лингвистике, причём такая трактовка даёт мерило артикулированности занятий, относимых к ПЛ.
3. Предметно-дисциплинарное рассмотрение ПЛ и смежных областей включает темы:
- Единство математической, компьютерной и ПЛ как соединение цели, метода и инструмента. Междисциплинарные трансферы как средство такого соединения.
- Математическая лингвистика как результат междисциплинарного трансфера. Её отношение к структурной лингвистике. Лингвостатистика. Атрибуция текстов. Алгебраические модели языка. Дешифровка.
- Инженерная лингвистика как часть ПЛ. Лингвистический процессор.
- Компьютерная лингвистика. Автоматизированная и автоматическая обработка текста. Лингвистический автомат. Автоматические анализ текста (включая семантический), перевод, индексирование, реферирование. Компьютерная лексикография.
- Базы данных. Корпуса. Корпус-менеджеры и разметка текстов.
- Речевые технологии. Акустическая фонетика.
- ПЛ и письмо. Грамматология и периферические устройства компьютера. Распознавание текста. Полиграфическая задача.
Б. Области, в одних академических традициях относимые к ПЛ, а в других — нет. Таковы «практическая» лингвистика, лингвистическая география, социолингвистика и лингвосоциология, психолингвистика и когнитивная лингвистика, эргономика, вспомогательная педагогика, биология речи, нейролингвистика, биолингвистика, биосемиотика, биогерменевтика, а также проблемы «языка» животных, происхождение языка и письма. Для этих областей характерны разнонаправленные внутри- и междисциплинарные трансферы концепций, методов и результатов.
В. Зачёт, во время которого магистранты представляют свой образ ПЛ с учётом персональных интересов и планов профессиональной деятельности. Это требует привлечения идей когнитологии (когнитивной лингвистики, напр., ментальных пространств [Fauconnier, Turner 2002]), когнитивной графики [Чебанов 2020]. При защите зачётных работ совместно обсуждаются наиболее интересные из выявленных магистрантом вопросов (напр., в 2022 г. медико-лингвистическая экспертиза и диагностика психоневрологических и соматических расстройств).
Литература:
1. Чебанов С.В. Судьба математической лингвистики в эпоху второй когнитивной революции // Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 13. СПб, СПбГУ. 2019. С. 22–44.
2. Чебанов С.В. Когнитивная графика как способ изображения идей // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: М., ИНИОН, 2020. Вып. 10. С. 309–376.
3. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’ s Hidden Complexities. NY: Basic Books, 2002. XVII+440 p.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-18-00383.
Курс планировался как обобщение знаний полученных в бакалавриате кафедры при продолжении обучения. Для сторонних магистрантов курс был введением в специальность, уравнивая их с соучениками. Позже таких магистрантов стало больше за счёт бакалавров и специалистов по философии, логике, экономике, истории, математике… из СПбГУ, других вузов и городов страны и зарубежья, причём были потоки, на которых никто не имел профильного образования. В итоге курс оказался введением в специальность, хотя магистранты с профильным образованием видят в нём новый материал или новый взгляд на известный. Т. о.. курс даёт 1) обзор ПЛ и смежных областей и 2) средство систематической оценки разработок по ПЛ на предмет соответствия провозглашаемым принципам.
Курс строится на следующих основаниях.
А. Фиксируется три способа рассмотрения ПЛ.
1. Историческое показывает, что прикладные по сути проблемы лингводидактики, изучения родного и иностранных языков, риторики, речевого этикета и культуру речи, нормативной стилистики, орфографии и орфоэпии столь давно осознаны (уходя в исследуемое биосемиотикой освоение знаковых систем животными) и столь тесно связаны с лингвистикой как такой, что они неотделимы от общего языкознания и не воспринимаются как сфера ПЛ. ПЛ можно отсчитывать от становления терминоведения и функциональной стилистики между мировыми войнами. Тенденция же отрыва разработанных областей от ПЛ и отхождения их к общему языкознанию остается в силе и ныне (лингвистические базы данных, корпусные методы, лингвистическая география и т. д.).
2. Рассмотрение философско-методологических оснований ПЛ формирует представление о должном, позволяя оценивать сущее. Важнейшими основаниями являются различения:
- Аристотелем теоретической, практической и пойетической философий, оперирующих со знанием, умением и творением.
- Гнозиса (постижения) и техне (создания) как типов отношения к миру.
- Фаз цикла деятельности (предпроектные изыскания, изобретение, воплощение, пуско-наладка, эксплуатация, реконструкция, демонтаж).
- Концепций языка и речи (герменевтики, филология, лингвистики, семиотики, функциональной лингвистики — прагмалингвистики и когнитивной лингвистики).
Эти различения позволяют трактовать ПЛ как практическое и пойетическое техне в сфере изобретения, воплощения…демонтажа в функциональной лингвистике, причём такая трактовка даёт мерило артикулированности занятий, относимых к ПЛ.
3. Предметно-дисциплинарное рассмотрение ПЛ и смежных областей включает темы:
- Общая,
теоретическая и математическая лингвистики в их отношении к компьютерной и ПЛ.
- Школы
структурной лингвистики (Женевская, копенгагенская глоссематика, формализм
русского авангарда, Пражский лингвистический кружок, американский дескриптивизм)
как источник ПЛ. Приложения теоретической лингвистики как внутри- и междисциплинарные трансферы.
-
Ограниченные подъязыки для специальных целей — эталонный объект ПЛ. «Семантические» подъязыки и профессиональные
картины мира. «Синтаксические» подъязыки и функциональная стилистика языков для
специальных целей. «Прагматические» подъязыки и регламент коммуникативной
ситуации.
- Единство математической, компьютерной и ПЛ как соединение цели, метода и инструмента. Междисциплинарные трансферы как средство такого соединения.
- Математическая лингвистика как результат междисциплинарного трансфера. Её отношение к структурной лингвистике. Лингвостатистика. Атрибуция текстов. Алгебраические модели языка. Дешифровка.
- Инженерная лингвистика как часть ПЛ. Лингвистический процессор.
- Компьютерная лингвистика. Автоматизированная и автоматическая обработка текста. Лингвистический автомат. Автоматические анализ текста (включая семантический), перевод, индексирование, реферирование. Компьютерная лексикография.
- Базы данных. Корпуса. Корпус-менеджеры и разметка текстов.
- Речевые технологии. Акустическая фонетика.
- ПЛ и письмо. Грамматология и периферические устройства компьютера. Распознавание текста. Полиграфическая задача.
Б. Области, в одних академических традициях относимые к ПЛ, а в других — нет. Таковы «практическая» лингвистика, лингвистическая география, социолингвистика и лингвосоциология, психолингвистика и когнитивная лингвистика, эргономика, вспомогательная педагогика, биология речи, нейролингвистика, биолингвистика, биосемиотика, биогерменевтика, а также проблемы «языка» животных, происхождение языка и письма. Для этих областей характерны разнонаправленные внутри- и междисциплинарные трансферы концепций, методов и результатов.
В. Зачёт, во время которого магистранты представляют свой образ ПЛ с учётом персональных интересов и планов профессиональной деятельности. Это требует привлечения идей когнитологии (когнитивной лингвистики, напр., ментальных пространств [Fauconnier, Turner 2002]), когнитивной графики [Чебанов 2020]. При защите зачётных работ совместно обсуждаются наиболее интересные из выявленных магистрантом вопросов (напр., в 2022 г. медико-лингвистическая экспертиза и диагностика психоневрологических и соматических расстройств).
Литература:
1. Чебанов С.В. Судьба математической лингвистики в эпоху второй когнитивной революции // Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 13. СПб, СПбГУ. 2019. С. 22–44.
2. Чебанов С.В. Когнитивная графика как способ изображения идей // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: М., ИНИОН, 2020. Вып. 10. С. 309–376.
3. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’ s Hidden Complexities. NY: Basic Books, 2002. XVII+440 p.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-18-00383.