Нарративная идентичность рассказчика в советском киносценарии 1920-х годов
Сергей Александрович Огудов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Госфильмофонд
Госфильмофонд
243 Кинозал
2023-03-17
13:40 -
14:10
Ключевые слова, аннотация
В работе исследуется кризисное состояние фигуры нарратора
в сценарном повествовании на материале советских киносценариев 1920-х годов. Мы
обращаемся к обсуждению таких фигур как «фокализатор», «рефлектор» и «монстартор»,
возникновение которых, с нашей точки зрения, обусловлено проблемой кризиса
нарративной идентичности.
Ключевые слова: наррация; рассказчик; нарративная идентичность; кризис.
Ключевые слова: наррация; рассказчик; нарративная идентичность; кризис.
Тезисы
БЕЗ ПУБЛИКАЦИИ
Встреча кино и наррации является не только одной из наиболее острых проблем развития кинематографа, но и позволяет переосмыслить фигуру нарратора. По мнению киноведа У. Брауна, «нарратив всегда возникает после изображения, и потому изображения существуют как преднарратив» [Brown 2011: 43]. Преднарративная монструозность киноизображения деформирует качества словесного текста и ведёт к порождению кризисной идентичности субъектов рассказа. В киносценарии нарратор, проявляя себя в словесной форме, ориентирован на переход к фильму, при котором, согласно разным концепциям, он либо вовсе исчезает (Д. Бордвелл), либо начинает сосуществовать с иной формой субъективности, называемой «монстратором» (А. Годро), либо замещается безличной и комплексной «аудиовизуальной нарративной инстанцией» (М. Кюн). Тем не менее, нарратологи, изучающие словесное повествование, тоже обосновывали необходимость введения иного субъекта, который, будучи частью нарратива, всё же не тождественен ни нарратору, ни персонажу: таковы рефлектор (К.Ф. Штанцель) и фокализатор (М. Бал). Предметом нашего рассмотрения станет кризисная идентичность нарратора в киносценарии – тексте, который по своей природе ориентирован на постановку. На примере советских сценариев 20-х годов мы разберём особенности кризисной идентичности, обусловленной необходимостью визуального рассказа о травматических событиях революции и гражданской войны.
Встреча кино и наррации является не только одной из наиболее острых проблем развития кинематографа, но и позволяет переосмыслить фигуру нарратора. По мнению киноведа У. Брауна, «нарратив всегда возникает после изображения, и потому изображения существуют как преднарратив» [Brown 2011: 43]. Преднарративная монструозность киноизображения деформирует качества словесного текста и ведёт к порождению кризисной идентичности субъектов рассказа. В киносценарии нарратор, проявляя себя в словесной форме, ориентирован на переход к фильму, при котором, согласно разным концепциям, он либо вовсе исчезает (Д. Бордвелл), либо начинает сосуществовать с иной формой субъективности, называемой «монстратором» (А. Годро), либо замещается безличной и комплексной «аудиовизуальной нарративной инстанцией» (М. Кюн). Тем не менее, нарратологи, изучающие словесное повествование, тоже обосновывали необходимость введения иного субъекта, который, будучи частью нарратива, всё же не тождественен ни нарратору, ни персонажу: таковы рефлектор (К.Ф. Штанцель) и фокализатор (М. Бал). Предметом нашего рассмотрения станет кризисная идентичность нарратора в киносценарии – тексте, который по своей природе ориентирован на постановку. На примере советских сценариев 20-х годов мы разберём особенности кризисной идентичности, обусловленной необходимостью визуального рассказа о травматических событиях революции и гражданской войны.