LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Биографический дискурс в структуре романа Е.Г. Водолазкина "Чагин"

Ольга Александровна Гримова
Докладчик
доцент
Кубанский государственный университет

188
2023-03-18
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: жизнеописание; дискурс; нарратор; субъектный синкретизм; контрфактуальное повествование.
Keywords: biography; discourse; narrator; subject syncretism; counterfactual narrative.
Аннотация: Доклад посвящен рассмотрению повествовательной организации романа Е.Г. Водолазкина «Чагин», исследуются особенности функционирования жизнеописательных фрагментов в структуре развернутого художественного высказывания. В работе осмыслены такие черты биографичеких нарративов, как фрагментарность, повествовательная опосредованность, субъектный синкретизм, обращение к контрфакутальной биографичности.
Abstract:
The report is devoted to the consideration of the narrative organization of E.G. Vodolazkin's novel "Chagin," the features of the functioning of biographical fragments in the structure of the text are investigate. The work comprehends such features of biographical narratives as fragmentation, narrative mediation, subject syncretism, and an appeal to counterfactual biography.

Тезисы

Доклад планируется посвятить осмыслению повествовательной структуры вышедшего недавно романа Е. Г. Водолазкина «Чагин», в частности, анализу дискурсивной природы и функций фрагментов, организованных как жизнеописания персонажей. Основополагающей для нас является мысль О. Мандельштама о биографии как «позвоночнике романа» [Мандельштам 1990: 204], а также тезис  о жизнеописании как одном из главных жанровых истоков романа [Теория литературных жанров 2011: 61]. Поскольку актуальная литература транслирует кризис традиционной для европейской культуры гуманистической парадигмы, неизбежно меняются законы, по которым строится современное жизнеописание. Нам представляется продуктивным оценить эти изменения в контексте постоянных трансформирующихся параметров «внутренней меры» [Теория литературных жанров 2011: 48] романного высказывания. 1. Жизнеописание протагониста становится основой сюжета последнего романа  Е.Г. Водолазкина, структурно соотнесенного как с агиографическим повествованием (как в «Соловьеве и Ларионове», «Лавре», «Авиаторе», «Оправдании острова», в рассматриваемом романе перед читателем разворачивается путь современного праведника, оканчивающийся «вознесением» [Водолазкин 2022: 368]), так  и с традицией романа становления: к «вознесению» герой движется через преступление, покаяние, аскезу, переживает существенные внутренние трансформации. 2. Внешнесобытийный ряд, образующий «каркас» жизнеописания, всецело определяется речевой и ментальной событийностью. Событие оказывается неотделимым от слова о нем. Герой движется к осознанию происходящего с ним через поиск слова, определяющего его изменившийся статус. Так, герой окончательно осознает себя как предателя лишь вследствие определения своей деятельность через глагол «доносить» [Водолазкин 2022: 89]. 3. Событийность пути героя определяется не его взаимодействием  с миром, внешними обстоятельствами, эпохой, а его ментальным статусом. Изображение внутренних изменений оказывается связанным с концептуальной для писателя дихотомией «память — забвение». Рассказ о себе с опорой на запомненное оказывается нетворческим и механистичным. Герой фиксирует в дневнике лишь описания и перечни, оказывается неспособным отбирать детали и события, а значит, осмысливать себя и происходящее. Для того чтобы «включить» режим рефлексии, герою приходится бороться с памятью. Приобретенная способность к забыванию становится трамплином к творческому состоянию, позволяющему «пересочинить» себя, свою биографию. 4. Дискурсивные  характеристики жизнеописания героя определены такими  особенностями нарративной организации биографических фрагментов, как опосредованность и фрагментарность. Жизнеописание героя вводится в текст не в традиционной форме «я-повествования», а при помощи многократно опробованной постмодерном модели восстановления утраченной рукописи, когда читателю предлагается не сам источник, а его версии, созданные сознаниями реципиентов, входящих в текст романа как вторичные, третичные и т.д. нарраторы. «Исходный» текст не только недоступен (дневник Чагина сжигает одна из героинь), но и неполон. Каждый нарратор обладает своей долей информации о протагонисте. Читателю, следовательно, предлагается самостоятельно собрать целостную картину, свою версию уникального личностного смысла, развернутого в романном пути протагониста. Данная повествовательная модель связана не с идеей недостижимости истины, уверждением недостоверности любого высказывания, а с иными, скорее неомодернистскими концепциями, реализованными в романном корпусе современного автора, в частности, с идеей целостности и связности «Божьего мира», в рамках которого осуществляется непрерывное диалогическое взаимодействие всех со всеми. 5. Благодаря упомянутой повествовательной модели образная система романа оказывается организованной как основанная на двойнических парах. Жизнеописание Чагина «зарифмовывается» с жизнеописаниями Вельского, Мещерского, Шлимана, Дефо и многих других героев, что связано с еще одним важным для концептосферы романа процессом – утратой субъектности, актуализацией субъектного сикретизма [Бройтман 2004: 262]. Изложение биографий персонажей организовано так, что постепенно речевые партии говорящих унифицируются, исчезает разница горизонтов восприятия, граница между биографическими сюжетами разных героев. Возникает эффект читательского соприкосновения с речами и жизнью некоего «архетипического» человека, чье предназначение — непрерывно двигаться от погруженности в жизненную прагматику, где облик «я» диктуется ситуативным — обстоятельствами, случайностями, временем — к духовному восхождению к настоящему «я», определяемому лишь замыслом Творца. 6. Идея этого движения реализуется посредством соотнесения фактуальной и контрфактуальной биографии героев. Если во внешнесобытийный сюжет развернута первая, то вторая реализуется в ментальном мире ряда героев, создающих «скорректированные» версии собственного жизненного пути, на реальное воплощение которых уже не хватит времени. Не только слово, но и поступок перестают быть константным «атрибутом» субъектности. Человек определяется, по Водолазкину, способностью дорасти до понимания замысла о себе; постигнув его, он может творчески пересоздать уже состоявшийся жизненный путь, исправив несоответствие «эйдосу». Средством такого творческого пересоздания становится сотворение художественного текста, поэтому в финале романа уничтожение дневника Чагина компенсируется открытием его «автобиографической» поэмы «Одиссей», в которую центральное событие фактически достоверного жизнеописания героя — его предательство  уже не входит. Литература: 1.Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: в 2 т. Т. 2.М.: Академия, 2004. 2. Водолазкин Е.Г. Чагин: роман. М.: АСТ, 2022. 3. Мандельштам О.Э. Конец романа // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 2 т. Т.2. М.: Художественная литература, 1990. 4. Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011.