LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Вымысел, память и аффект в автобиографической поэтике Анни Эрно

Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь

190
2023-03-16
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В интервью с М. Корнье Анни Эрно признается: «Каждый писатель, даже когда он придумывает историю, полагается на свою память. И это воспоминание, даже для меня, всегда запятнано воображаемым, выработано воображаемым, но таким образом, что потом это трудно объяснить.» [Ernaux 2012: 57]. Это заявление на первый взгляд выглядит парадоксальным, учитывая тот аспект автобиографической поэтики Эрно, который связан с производством вымысла. Анни Эрно, французская писательница, лауреатка премии Ренодо, премии Маргерит Дюрас, премии Франсуа Мориака и Нобелевской премии, подчеркивает достоверность излагаемых в ее текстах событий, а также настойчиво отвергает любые попытки причислить ее произведения к жанру автофикшна. По отношению к своему творчеству автор допускает лишь использование термина «авто-социо-биография», постулирующего отказ от вкрапления любого рода вымысла в письмо и сосредоточивающего внимание на работе памяти, вбирающей в себя не только индивидуальный, но и коллективный опыт. 

Тезисы

В интервью с М. Корнье Анни Эрно признается: «Каждый писатель, даже когда он придумывает историю, полагается на свою память. И это воспоминание, даже для меня, всегда запятнано воображаемым, выработано воображаемым, но таким образом, что потом это трудно объяснить.» [Ernaux 2012: 57]. Это заявление на первый взгляд выглядит парадоксальным, учитывая тот аспект автобиографической поэтики Эрно, который связан с производством вымысла. Анни Эрно, французская писательница, лауреатка премии Ренодо, премии Маргерит Дюрас, премии Франсуа Мориака и Нобелевской премии, подчеркивает достоверность излагаемых в ее текстах событий, а также настойчиво отвергает любые попытки причислить ее произведения к жанру автофикшна. По отношению к своему творчеству автор допускает лишь использование термина «авто-социо-биография», постулирующего отказ от вкрапления любого рода вымысла в письмо и сосредоточивающего внимание на работе памяти, вбирающей в себя не только индивидуальный, но и коллективный опыт. Казалось бы, в поэтике Анни Эрно места для вымышленного нет. Начиная с романа «La Place» (1983), Анни Эрно изобретает свой собственный стиль письма, основанный на «нейтральной стилистике» (l’écriture plate), работе памяти и внимании к социальным аспектам автобиографии личности. Социальная автобиография Анни Эрно ставит своей целью поместить в центр художественного письма не столько личный опыт, сколько способность этого опыта отражать социальные и культурные изменения в жизни целого поколения. При этом если фундаментальная роль и отводится памяти, в не меньшей степени она оказывается сопряжена с работой писательского воображения, о чем Эрно и признается в цитируемом выше интервью. Снять этот парадокс позволяет иной аспект рассмотрения автобиографической поэтики Эрно, связанный с производством аффекта. Память, по мнению Анни Эрно, напрямую связана с переживанием событий. Аффективная их составляющая становится своего рода фильтром, который способствует сохранению воспоминаний и впоследствии функционирует в качестве важнейшего инструмента писательской интроспекции, работы над восприятием собственного прошлого. Каким образом личная память, работа с архивом и с документальными источниками (прежде всего, личной и семейной фотографией) оказывается связана с производством вымысла? В чем разница между ‘воображаемым’ (l’imaginaire) и ‘вымышленным’ (le fictionnel) в автобиографическом дискурсе? Какую роль играет аффект в автобиографической поэтике Анни Эрно? Наконец, какова роль языка и выработанного «нейтрального стиля» в репрезентации личного опыта? В докладе будет предпринята попытка обосновать связь между работой памяти, вымысла и аффекта в автобиографических романах Анни Эрно.
Литература: Ernaux, A. « Entretien avec Marguerite Cornier », dans Retour a Yvetot. Paris: Editions de Mauconduit, 2012. p. 56-67.