Вымысел, память и аффект в автобиографической поэтике Анни Эрно
Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь
190
2023-03-16
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В интервью с М. Корнье Анни Эрно признается: «Каждый
писатель, даже когда он придумывает историю, полагается на свою память. И это
воспоминание, даже для меня, всегда запятнано воображаемым, выработано
воображаемым, но таким образом, что потом это трудно объяснить.» [Ernaux 2012: 57]. Это
заявление на первый взгляд выглядит парадоксальным, учитывая тот аспект
автобиографической поэтики Эрно, который связан с производством вымысла. Анни
Эрно, французская писательница, лауреатка премии Ренодо, премии Маргерит Дюрас,
премии Франсуа Мориака и Нобелевской премии, подчеркивает достоверность
излагаемых в ее текстах событий, а также настойчиво отвергает любые попытки
причислить ее произведения к жанру автофикшна. По отношению к своему творчеству
автор допускает лишь использование термина «авто-социо-биография»,
постулирующего отказ от вкрапления любого рода вымысла в письмо и сосредоточивающего
внимание на работе памяти, вбирающей в себя не только индивидуальный, но и
коллективный опыт.
Тезисы
В интервью с М. Корнье Анни Эрно признается: «Каждый
писатель, даже когда он придумывает историю, полагается на свою память. И это
воспоминание, даже для меня, всегда запятнано воображаемым, выработано
воображаемым, но таким образом, что потом это трудно объяснить.» [Ernaux 2012: 57]. Это
заявление на первый взгляд выглядит парадоксальным, учитывая тот аспект
автобиографической поэтики Эрно, который связан с производством вымысла. Анни
Эрно, французская писательница, лауреатка премии Ренодо, премии Маргерит Дюрас,
премии Франсуа Мориака и Нобелевской премии, подчеркивает достоверность
излагаемых в ее текстах событий, а также настойчиво отвергает любые попытки
причислить ее произведения к жанру автофикшна. По отношению к своему творчеству
автор допускает лишь использование термина «авто-социо-биография»,
постулирующего отказ от вкрапления любого рода вымысла в письмо и сосредоточивающего
внимание на работе памяти, вбирающей в себя не только индивидуальный, но и
коллективный опыт. Казалось бы, в поэтике Анни Эрно места для вымышленного нет.
Начиная с романа «La Place»
(1983), Анни Эрно изобретает свой собственный стиль письма, основанный на
«нейтральной стилистике» (l’écriture plate), работе памяти и
внимании к социальным аспектам автобиографии личности. Социальная автобиография
Анни Эрно ставит своей целью поместить в центр художественного письма не
столько личный опыт, сколько способность этого опыта отражать социальные и
культурные изменения в жизни целого поколения. При этом если фундаментальная
роль и отводится памяти, в не меньшей степени она оказывается сопряжена с
работой писательского воображения, о чем Эрно и признается в цитируемом выше
интервью. Снять этот парадокс позволяет иной аспект рассмотрения
автобиографической поэтики Эрно, связанный с производством аффекта. Память, по
мнению Анни Эрно, напрямую связана с переживанием событий. Аффективная их
составляющая становится своего рода фильтром, который способствует сохранению
воспоминаний и впоследствии функционирует в качестве важнейшего инструмента
писательской интроспекции, работы над восприятием собственного прошлого. Каким
образом личная память, работа с архивом и с документальными источниками (прежде
всего, личной и семейной фотографией) оказывается связана с производством
вымысла? В чем разница между ‘воображаемым’ (l’imaginaire)
и ‘вымышленным’ (le fictionnel)
в автобиографическом дискурсе? Какую роль играет аффект в автобиографической
поэтике Анни Эрно? Наконец, какова роль языка и выработанного «нейтрального
стиля» в репрезентации личного опыта? В докладе будет предпринята попытка
обосновать связь между работой памяти, вымысла и аффекта в автобиографических
романах Анни Эрно.
Литература: Ernaux, A. « Entretien avec Marguerite Cornier », dans Retour a Yvetot. Paris: Editions de Mauconduit, 2012. p. 56-67.
Литература: Ernaux, A. « Entretien avec Marguerite Cornier », dans Retour a Yvetot. Paris: Editions de Mauconduit, 2012. p. 56-67.