Теория «снотворчества» А.Л. Бема и поэтика раннего творчества Ф.М. Достоевского
Цзинжу Чжу
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 188
2023-03-17
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Аннотация:
Исследование
посвящено анализу теории «снотворчества» А.Л. Бема и поэтики раннего
творчества Ф.М. Достоевского. Рассмотрены образы снов и сновидений в
повестях Достоевского «Хозяйка» и «Двойник». Проведен анализ грани между
реальным миром и виртуальным миром в снах героев повестей. В связи с
теорией Бема рассматривается проблема соотношения личности Достоевского и
его творчества.
Ключевые слова:
снотворчество; А.Л. Бем; психоанализ; Достоевский
Тезисы
В нашем
исследовании анализируется теория «снотворчество» А.Л. Бема и рассматривается
соотношение этой теории и поэтики раннего творчества Достоевского
Объектом исследования является теория «снотворчества» Бема, а предметом — ранние произведения Достоевского ( «Хозяйка» и «Двойник»).
Объектом исследования является теория «снотворчества» Бема, а предметом — ранние произведения Достоевского ( «Хозяйка» и «Двойник»).
Слово «сон» присутствует в названии трех произведений Ф.М. Достоевского
(«Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного
человека»), а в других романах и повестях писателя герои также видят те или
иные сны. Поэтика снов всегда была и остается популярной темой исследований
многих достоевсковедов, например, И.Д. Ермакова, П.С. Попова (Москва), Н.Е.
Осипова (Прага). Кроме того, эта тема вызвала в истории большой интерес у
психологов. Так, Фрейд заинтересовался творчеством Достоевского и предложил психоаналитическую оценку снов в «Братьях
Карамазовых». Исследователи проводили анализ образов снов и сновидений героев
Ф.М. Достоевского с разных точек зрения, например: 1) соотнесенность снов с
романной явью; 2) литературные источники снов; 3) организация повествовательных стратегий
в текстах о сновидениях; 4) определение
смысловой значимости образов снов или сновидений; 5) организация
пространственно-временных отношений в снах (М.М. Бахтин, С.В. Белов, А.В.
Подчиненова, Ю.Ф. Карякин, Г.К. Щенников, Э.М. Румянцева).
Работы
А.Л. Бема составляют целый этап в
истории интерпретации поэтики образа сна
в творчестве Достоевского. На них опираются многие достоевсковеды. Но работы
А.Л. Бема в настоящее время требуют современного научного изучения и теоретического
осмысления.Бем пытался вскрыть в «произведениях-снах» Достоевского тайну личности писателя. В статье «Тайна личности Достоевского», опубликованной в 1923 г., ученый пишет, что «в образах романов Достоевского создавалась другая жизнь, более реальная, чем его внешняя “каторжная”. Эту вторую, единственно подлинную его жизнь можно постичь только через его произведения, в которых объективирован второй, глубинный ток его жизни» [Бем 1923: 185]. В той же статье Бем подробно рассмотрел соотношение внутренних желаний писателя и событий его биографии, сознания и подсознания, «Я» сновидца и своего «Я».
Что такое теория «снотворчества»? Ученый отметил, что в Достоевском рано проявилось психическое «неравновесие» между внешней и внутренней жизнью, что привело к замкнутости писателя на своем внутреннем мире, в результате чего он был не раз на грани сумасшествия. «Но его спасла не “кошачья живучесть”, как он думал, а его необычайная творческая сила» [Бем 1923: 185]. Ученый подчеркивал, что «общие черты между творчеством и сновидением у Достоевского выражены особенно выпукло и ярко» [Бем 1923: 186]. Бем выдвинул тезис: «Не объяснение творчества через познание жизни, а воссоздание жизни через раскрытие творчества — вот путь к познанию тайны личности Достоевского» [Бем 1923: 185].
Позднее, в
этюде «Психоанализ в литературе» (написанном в виде предисловия к книге «Достоевский.
Психоаналитические этюды»), Бем сформулировал следующую мысль: «Вывод, к
которому я пришел на основании анализа ранних произведений Достоевского, можно
обобщить в формуле: Достоевский раннего
периода — снотворец? Что это значит для меня, как историка литературы? Я
полагаю, что Достоевский в своем раннем творчестве использовал – сознательно
или бессознательно — механизм снотворчества и галлюцинативного состояния.
<…> Ясно, что здесь я должен был столкнуться с учением Фрейда о "снотворчестве", о прорыве во сне из подсознательного наших скрытых,
вытесненных "цензурой" желаний. Сделайте еще шаг дальше в обобщении — посмотрите на творчество Достоевского как на постоянное устремление вырваться
за пределы реального данного мира в мир идеальный, как на стремление утвердить
свое идеальное "я" над "я" индивидуальным, учтите силы, тормозящие это
стремление, вытекающий отсюда пафос борьбы, и целый ряд явлений чисто
художественно-стилистических станет вам ясным. В частности, нам не уйти от
таких чисто психоаналитических проблем, как "двойничество”, как "эдипов
комплекс”, так ярко выраженных, напр., в "Хозяйке”, как понятие "ущемленности”
и т. п. Раз мы признали неизбежной задачу реконструирования творческой личности
художника, то это требует такой степени психологического обобщения, при которой
без помощи психоанализа обойтись невозможно» [Бем 2001: 254].
И цель данного
исследования заключается именно в том, чтобы в контексте теории «снотворчества»
проанализировать поэтику снов в раннем творчестве Достоевского, при помощи
анализа художественно-стилистических средств его произведений описать внутренний
мир писателя, механизмы его мышления.
Литература
1. Бем А.Л. Тайна
личности Достоевского // Православие и культура. Берлин: Русская книга, 1923. — С. 181–196
2. Бем А.Л.
Исследования. Письма о литературе / Сост. С.Г. Бочарова; предисл. и коммент.
С.Г. Бочарова и И.З. Сурат. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 448 с.