LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Актуальность подбора учебного материала (Рассказы Наринэ Абгарян в иностранной аудитории)

Наталия Данииловна Стрельникова
Докладчик
доцент
СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

9 линия
2023-03-17
16:45 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: Сообщение посвящено актуальной проблеме подбора учебного материала на занятиях с иностранцами. Выбор рассказов российской писательницы армянского происхождения представляется значимым в условиях современного сложного многополярного и поликультурного мира.

Ключевые слова: актуальность; 
«Дальше жить»; «Молчание цвета»; Абгарян; лингвострановедение

The message is devoted to the actual problem of the selection of educational material in the classroom with foreigners. The choice of stories by a Russian writer of Armenian origin seems significant in today's complex multipolar and multicultural world.

Key words: relevance; "Continue to live"; "Silence of color"; Abgaryan; linguistic and regional studies

Тезисы

Для обсуждения предлагаются рассказы из двух последних сборников рассказов Н. Абгарян — «Дальше жить» (2018) и «Молчание цвета» (2022). 1. Книга «Дальше жить» — это сборник из 31 рассказа. «Книга о тех, кто пережил войну. И тех, кто нет» [1: 2]. Герои всех рассказов — жители армянского городка Берд, пережившие и переживающие сейчас трагедию военного противостояния, затяжной и страшной войны в Нагорном Карабахе. Простые и доброжелательные люди, продолжающие вести мирную жизнь, но это уже другая реальность, жизнь навсегда разделилась на до и после войны. Описания военных действий нет, они всегда у Абгарян за кадром, но есть скупые воспоминания, свидетельства, жуткие последствия, атмосфера войны, разлитая в воздухе небольшого армянского поселения и в художественной ткани рассказываемых историй. И неважно, о какой конкретно войне идет речь, у нее всегда «неженское лицо», где бы и когда бы она ни происходила: конфликт между Арменией и Азербайджаном, Сирия, Иран, Вьетнам… «Писать о войне — словно разрушать в себе надежду. Словно смотреть смерти в лицо, стараясь не отводить взгляда. Ведь если отведешь — предашь самого себя» [1: 253], — такова точка зрения автора. В первом лаконичном рассказе сборника имя главной героини — Заназан — повторяется в пределах двух страниц 14 раз, чтобы запомнили и помнили. «Она у нас необыкновенная, второй такой нет» [1: 3], юродивая, как бы сказали у нас. Писательница объясняет, почему она стала такой: «Войну она встретила беременной. Схватки случились в бомбежку. Скорую не вызовешь — телефоны молчат, у соседей помощи не попросишь — зачем заставлять людей жизнью рисковать. Терпела до последнего. Когда боль стала невыносимой — собрались с мужем и пошли в больницу. Мужа посекло осколками навылет, ребенка не спасли» [1:4–5]. Рассказ заканчивается обращением к читателю: «Кто-нибудь видел сиреневые глаза? Я видела. У Заназан» [1: 5]… Сиреневые глаза — ключевые слова этого рассказа, страшная метафора войны, прием парцелляции только усиливает боль после прочитанного. Книга Абгарян – о Жизни и Смерти, о Любви и Памяти, о Вере и Надежде. Есть ли проблемы в мире более важные, более актуальные, более вечные для всех? Эти темы требуют обсуждения, которое может начаться, например, с вопроса: как вы поняли, что значит сиреневые глаза? Цель преподавателя — вызвать живой, эмоциональный  отклик на непреходящие вопросы сегодняшнего бытия, ставшие особенно острыми в 23 году XXI в. Рассказ о Заназан и само жизнеутверждающее название «Дальше жить» способствует спонтанной коммуникации в диалогической, монологической и полилогической форме,  в виде непосредственного,  непроизвольного общения. 2.     Книга «Молчание цвета» — последний сборник Н. Абгарян, состоящий из рассказов и повестей. Предлагаем остановиться на рассказах третьей части книги «С миру по картинке» и выбрать, конечно, историю «Санкт-Петербург» [2: 158–161]. «Мне всегда везло на хороших людей….», — утверждает в этой книге автор и рассказывает разные истории о самых разных людях со всех концов света, но их объединяет одно — они остались и остаются Людьми, «самыми любящими и милосердными». Каждый из героев книги, как считает автор, чему-то научил, что-то очень важное привнес в жизнь. Иногда при проведении занятий с иностранными студентами необходимо знать и учитывать их ментальные особенности, быть а «диалоге культур». Сборник «Молчание цвета» позволяет подобрать необходимый материал. Например, со студентами из Южной Кореи можно использовать впечатления автора сборника под названием «Южная Корея» [2: 210–218]; с итальянцами — очерк «Италия» [2: 264–274]; с израильтянами — заметки «Израиль» [2: 200–206]; с киприотами — философские размышления «Кипр» [2: 207–209]  и т. д. Впрочем, заметки «Кипр» хорошо предложить и иностранным учащимся из Вьетнама, потому что «Кипр — царство кошек» [2; 207]. По вьетнамскому календарю 2023 год –—это год кота, а безмолвным, но мудрым собеседником героини рассказа является кипрская кошка. Наконец, рассказ заканчивается высказыванием, обращенным ко всем: «Мои старшие говорили: видеть и воспринимать красоту — одно качество души, а не уставать благодарить  совсем иное. Не устаю. Благодарю» [2: 209]. В зарисовках автора книги всегда найдется, что пообсуждать, поделиться мнением о стране и ее жителях, сопоставить взгляд на себя изнутри и впечатления туриста, человека извне. Книга заканчивается словами–посланием, важным для автора. Это месседж  к Человечеству, то, что важно сохранить в себе, несмотря и вопреки, то, чего так не хватает сейчас во все огромном Мире, чтобы остаться Людьми: «… все, что есть у меня сейчас на душе, – благодарность и любовь. Благодарность  и любовь» [2: 344].
Литература:
1. Абгарян Н.Ю. Дальше жить М.: Издательство АСТ. 2022. 253 с.
2. Абгарян Н.Ю. Молчание цвета: сборник. М.: Издательство АСТ. 2022. 346 с.