LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

«Стояние перед Богом»: библейские мотивы в романах Х. Селби-мл.

Ксения Александровна Вихрова
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица

4-у
2023-03-15
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Х. Селби-мл.; библейские мотивы; «американская мечта»; зависимости; экзистенциальный кризис

Тезисы

В докладе проводится обзорный анализ функционирования ключевых библейских мотивов в четырех ранних романах американского писателя Х. Селби-мл. (Selby, 1928–2004). В «Последнем повороте на Бруклин» (“Last Exit to Brooklyn”, 1964), «Камере» (“The Room”, 1971), «Бесе» (“The Demon”, 1976) и «Реквиеме по мечте» (“Requiem for a Dream”, 1978) Селби последовательно обращается к христианской этике и эстетике, реализуемых констелляцией символов, аллюзий и метатекстовых элементов в процессе осмысления природы болезненных зависимостей, преступления, экзистенциального одиночества и «американской мечты».
Скандально известные произведения Селби об американских маргиналах — наркоманах, убийцах, ворах, проститутках — привлекали пристальное внимание литературных обозревателей и активно обсуждались в прессе в том числе из-за цензурного запрета за «аморальность». Традиционная оптика, к которой прибегали не только критики, но и многочисленные защитники творчества автора (например, Э. Берджесс, А. Гинзберг, Г. Соррентино), имеет социологизаторскую окраску и предполагает полную предетерминированность морального краха и физической гибели личности в условиях калечащего воздействия капиталистического общества. Однако сам автор выступал против такой трактовки, отмечая, что его персонажи не были жертвами ни общественного заговора, ни неблагоприятного стечения обстоятельств [O’Brien 1981].
Важно отметить, что романы Селби нечасто становились объектом литературоведческих исследований. Наиболее масштабная работа, посвященная творчеству автора, — монография Д.Р. Джайлса «Знакомство с Хьюбертом Селби-мл.» (“Understanding Hubert Selby, Jr.”, 1998), в которой проанализирован и подробно прокомментирован сюжет пяти романов и представлен актуальный на тот момент список существующих преимущественно описательных трудов. Примечательно, что результаты литературоведческого рассмотрения романов во многом схожи с выводами критических обзоров, анонсировавших публикацию очередного произведения.
В авторском предисловии к переизданию «Реквиема по мечте» в 2000 г. [Селби 2019: 5] получает определение конфликт, типологически единый для всех произведений Селби: это противостояние человека самому себе перед Богом. Погоня за материалистичной «американской мечтой», потакание низменным пристрастиям, наконец, преступления совершаются в поле безответственности и связаны с отступлением от божественных кодов и пренебрежением «внутренним видением», сопоставимым с основой доктрины «доверия к себе» Р.У. Эмерсона (“self-reliance”). Истории экзистенциального кризиса, сюжетно разворачивающиеся в романах, функционируют в зоне апофатической морали: авторская нарративная стратегия не предполагает развернутого описания позитивной программы действий, сосредотачиваясь на неудачах, провале экзистенциальных планов, упадке.
Моральное падение и последующая физическая деградация и смерть соотносятся в романах Селби с травмой богооставленности, поэтому более полно раскрыть авторский замысел помогает анализ функционирования библейских мотивов. Во всех рассматриваемых произведениях фрагменты текста Священного Писания использованы в качестве эпиграфов либо ко всему роману, либо к отдельным главам и представляют собой смысловую призму для последующего текста, который, однако, не содержит прямых формальных связей с метатекстом. Эпиграфы содержат этически коннотированное категориальное описание жизненных ситуаций и вступают в резонанс с кинематографическим, этически нейтральным стилем, в рамках которого нарратор последовательно не принимает ничью из сторон. Метатекст оказывается когезивной матрицей для фрагментарного, подчеркнуто объективного повествования.
Библейские образы и символы часто реализуются в романах Селби имплицитно. Так, финальный эпизод главы «Последнего поворота на Бруклин», посвященной профсоюзному деятелю и латентному гомосексуалу, воспроизводит сцену распятия разбойника, однако  автор избегает эксплицитного лексико-семантического выражения этой аллюзии. Безымянный заключенный в «Камере» упивается фантазиями и фантазмами, сам вводит себя в искушение и совершает преступления (грешит) в границах собственного сознания. Одержимость Гарри Уайта в романе «Демон» эксплицитно проинтерпретирована в психоаналитическом ключе: персонаж посещает специалиста, который, тем не менее, не в силах помочь пациенту, поскольку лечение «болезни» Гарри — вне компетенции медицинских работников. Сюжетное развитие образов Гарри, Сары, Тайрона и Мэрион в «Реквиеме по мечте» сопоставляется с библейской историей Иисуса Христа: к определенном смысле центральный персонаж — Гарри  предстает в роли сына Божьего, покинутого Отцом небесным, оставленного отцом земным и забывшего о своем предназначении.
Таким образом, анализ функционирования библейской образности в романах Селби позволяет выработать новую исследовательскую оптику, соответствующую декларируемой самим автором модели конфликта.
1. Селби-мл. Х. Реквием по мечте. М.: Издательство АСТ, 2019. 288 с.
2. Giles J.R. Understanding Hubert Selby, Jr. Columbia: University of South Carolina Press, 1998. 163 p.
3. O’Brien J. A Conversation with Hubert Selby. URL: http://www.dalkeyarchive.com/a-conversation-with-hubert-selby-by-john-obrien