«Дневник чайного мастера» как антиутопия в подростковой литературе: к типологии героя
Александра Николаевна Мизонова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
203
2023-03-18
17:15 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Финская литература; антиутопия; young adult; литературный герой.
В докладе рассматривается художественный образ главной
героини романа финской писательницы Э. Итяранта «Дневник чайного мастера» (2012
г.) в контексте характеристики типичного героя молодежной антиутопии.
Тезисы
Свой дебютный роман «Teemestarin kirja» (в переводе Е.В. Богданова — «Дневник
чайного мастера») Эмми Итяранта писала сразу на двух языках, финском и
английском. В настоящее
время он переведен более чем на 20 языков. Роман был номинирован на несколько
литературных премий, а в 2022 г. по нему в Финляндии снят фильм «Хранитель
воды» (Vedenvartija).
На книжном рынке «Дневник чайного мастера» традиционно аннотируется как экологическая антиутопия. Изучение антиутопии как литературного жанра в России началось в 70-80-х гг. ХХ в. с работ Б.А. Ланина и В.А. Чаликовой, но большая часть работ по исследованию типологии и особенностей языка появилось в конце ХХ в., а сейчас литературоведов интересует не только становление жанра в ХХ в., но и изменения тематики и системы образов персонажей антиутопии начала XXI в. [Костенкова 2019]. Антиутопию в финской литературе наиболее подробно изучила Х. Самола. Она отмечает, что жанр антиутопии занял свое место в финском литературном поле на рубеже XX–XXI вв., а в последние десятилетия завоевал признание в молодежной среде [Samola 2016: 10, 35]. Экологическая катастрофа, тоталитарный режим, пандемии становятся популярными темами и топосами young adult литературы, а в Финляндии жанр «Дневника чайного мастера» интерпретируется именно как антиутопия (а точнее, дистопия) для молодежи [Samola 2016: 30]. Подростковая антиутопия привлекает внимание и российских литературоведов, которые изучают сюжеты, мотивы и образ героя, общие для произведений, адресованных данной целевой аудитории, однако объектом их исследования является англоязычная литература. [Лекаревич 2016], [Бобровская 2022].
Представляется важным то, что Э. Итяранта изначально была нацелена на широкую читательскую аудиторию за пределами родной Финляндии. Поэтому интересно изучить, как герой романа, написанного для многокультурной читатальской аудитории, коррелирует с каноническим образом. Цель работы: выяснить, насколько образ Нории в романе «Дневник чайного мастера» соответствует типичному образу героя (подростковой) антиутопии.
Сопоставив частотные признаки антиутопии начала XXI в. [Костенкова 2019: 40–41] и типичные черты жанра подростковой антиутопии [Лекаревич 2016: 139–141], можно выделить следующие характеристики романа «Дневник чайного мастера»: 1) Действие происходит после глобальной экологической катастрофы.
2) Элементы идеологичности лексики в сочетании с темой власти военных создают картину тоталитарного государства. При этом автор не делает социальный конфликт основной темой романа, что дает основания уточнить жанр произведения как дистопию.
3) Используется элементы фантастики как способ создания образа будущего (к примеру, средства передвижения и технические приспособления).
4) Внеисторичность действия характерна для антиутопии вообще, но при этом временная перспектива героя подростковой антиутопии расширяется: изучая доступную ей информацию, Нориа обретает историю.
5) Расширение места действия до спрятанного в горах источника является одним из способов расширения возможностей Нории.
6) Эпизод передачи тайны источника в год совершеннолетия Нории можно рассматривать как момент инициации, являющийся отправным моментом развития сюжета.
7) В романе происходит характерное для подростковой антиутопии понижение статуса взрослого: матери Нории пришлось переехать из-за работы в другой город, а ее отец умирает.
8) Нориа приходит к осознанию себя как личности, что характерно для подростоковой литературы, но при этом ее образ — не типичный для антиутопии бунтарь или герой-воин в типологии героя подростковой литературы [Бобровская 2022: 19], идущий против системы и стремящийся к победе даже ценой собственной жизни [Лекаревич 2016: 140].
9) Также можно отметить следующие нетипичные черты: а) расширение места действия в романе оказывается мнимым, б) понижение статуса родителей неоднозначно, в) альтруизм Нории оказывается по большей части вынужденным, г) а бунта как такового не происходит.
Проанализировав образ главного героя романа «Дневник чайного мастера», можно сделать вывод, что деятельность Нории направлена не столько на бунт против системы и отказ от игры по правилам правящего режима, сколько на познание себя как личности и осознание мира, в котором она живет. Таким образом, образ главной героини романа не является типичным для подростковой антиутопии.
Литература:
1. Бобровская П.В. Подростковая литература постсоветского периода // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 1. С. 16–20. URL:
2. Костенкова В.В. Антиутопия начала XXI века в динамике жанровых трансформаций. (На правах рукописи) Дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Кубанский государственный университет, Краснодар, 2019. 179 с. URL: http://docspace.kubsu.ru/docspace/ (дата обращения 08.01.2023)
3. Лекаревич Е.В. Масскульт для подростков: жанр антиутопии // Детские чтения. 2016. №1 (9). С. 135–151 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masskult-dlya-podrostkov-zhanr-antiutopii (дата обращения: 08.01.2023).
4. Samola H. Siniparran bordelli. Dystopian ja sadun lajiyhdistelmät romaaneissa Berenikes hår, Huorasatu ja Auringon ydin. Tampere: Tampere University Press, 2016. 281 s.
На книжном рынке «Дневник чайного мастера» традиционно аннотируется как экологическая антиутопия. Изучение антиутопии как литературного жанра в России началось в 70-80-х гг. ХХ в. с работ Б.А. Ланина и В.А. Чаликовой, но большая часть работ по исследованию типологии и особенностей языка появилось в конце ХХ в., а сейчас литературоведов интересует не только становление жанра в ХХ в., но и изменения тематики и системы образов персонажей антиутопии начала XXI в. [Костенкова 2019]. Антиутопию в финской литературе наиболее подробно изучила Х. Самола. Она отмечает, что жанр антиутопии занял свое место в финском литературном поле на рубеже XX–XXI вв., а в последние десятилетия завоевал признание в молодежной среде [Samola 2016: 10, 35]. Экологическая катастрофа, тоталитарный режим, пандемии становятся популярными темами и топосами young adult литературы, а в Финляндии жанр «Дневника чайного мастера» интерпретируется именно как антиутопия (а точнее, дистопия) для молодежи [Samola 2016: 30]. Подростковая антиутопия привлекает внимание и российских литературоведов, которые изучают сюжеты, мотивы и образ героя, общие для произведений, адресованных данной целевой аудитории, однако объектом их исследования является англоязычная литература. [Лекаревич 2016], [Бобровская 2022].
Представляется важным то, что Э. Итяранта изначально была нацелена на широкую читательскую аудиторию за пределами родной Финляндии. Поэтому интересно изучить, как герой романа, написанного для многокультурной читатальской аудитории, коррелирует с каноническим образом. Цель работы: выяснить, насколько образ Нории в романе «Дневник чайного мастера» соответствует типичному образу героя (подростковой) антиутопии.
Сопоставив частотные признаки антиутопии начала XXI в. [Костенкова 2019: 40–41] и типичные черты жанра подростковой антиутопии [Лекаревич 2016: 139–141], можно выделить следующие характеристики романа «Дневник чайного мастера»: 1) Действие происходит после глобальной экологической катастрофы.
2) Элементы идеологичности лексики в сочетании с темой власти военных создают картину тоталитарного государства. При этом автор не делает социальный конфликт основной темой романа, что дает основания уточнить жанр произведения как дистопию.
3) Используется элементы фантастики как способ создания образа будущего (к примеру, средства передвижения и технические приспособления).
4) Внеисторичность действия характерна для антиутопии вообще, но при этом временная перспектива героя подростковой антиутопии расширяется: изучая доступную ей информацию, Нориа обретает историю.
5) Расширение места действия до спрятанного в горах источника является одним из способов расширения возможностей Нории.
6) Эпизод передачи тайны источника в год совершеннолетия Нории можно рассматривать как момент инициации, являющийся отправным моментом развития сюжета.
7) В романе происходит характерное для подростковой антиутопии понижение статуса взрослого: матери Нории пришлось переехать из-за работы в другой город, а ее отец умирает.
8) Нориа приходит к осознанию себя как личности, что характерно для подростоковой литературы, но при этом ее образ — не типичный для антиутопии бунтарь или герой-воин в типологии героя подростковой литературы [Бобровская 2022: 19], идущий против системы и стремящийся к победе даже ценой собственной жизни [Лекаревич 2016: 140].
9) Также можно отметить следующие нетипичные черты: а) расширение места действия в романе оказывается мнимым, б) понижение статуса родителей неоднозначно, в) альтруизм Нории оказывается по большей части вынужденным, г) а бунта как такового не происходит.
Проанализировав образ главного героя романа «Дневник чайного мастера», можно сделать вывод, что деятельность Нории направлена не столько на бунт против системы и отказ от игры по правилам правящего режима, сколько на познание себя как личности и осознание мира, в котором она живет. Таким образом, образ главной героини романа не является типичным для подростковой антиутопии.
Литература:
1. Бобровская П.В. Подростковая литература постсоветского периода // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 1. С. 16–20. URL:
http://jour.vsu.ru/wp-content/uploads/vestnik-fil-zhur-2022-1.pdf#page=17
(дата обращения: 08.01.2023).
2. Костенкова В.В. Антиутопия начала XXI века в динамике жанровых трансформаций. (На правах рукописи) Дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Кубанский государственный университет, Краснодар, 2019. 179 с. URL: http://docspace.kubsu.ru/docspace/ (дата обращения 08.01.2023)
3. Лекаревич Е.В. Масскульт для подростков: жанр антиутопии // Детские чтения. 2016. №1 (9). С. 135–151 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masskult-dlya-podrostkov-zhanr-antiutopii (дата обращения: 08.01.2023).
4. Samola H. Siniparran bordelli. Dystopian ja sadun lajiyhdistelmät romaaneissa Berenikes hår, Huorasatu ja Auringon ydin. Tampere: Tampere University Press, 2016. 281 s.